Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Аналитическое образование » Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности » Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Страница 4

В старое время говорили – Корень учения горек, а плод его сладок.

Кроме таких, можно сказать, традиционных упражнений, в программе развивающего обучения приведены более интересные, занимательные, эффективные упражнения и приемы формирования пунктуационного навыка. Причем их начинают проводить уже в первом классе.

Например, так, в системе развивающего обучения, в “Букварях” (под редакцией Н.В. Нечаевой) предлагается целый ряд упражнений:

1) Ты - ! Ты - ? Ты -. Используй слова, интонацию, мимику, жесты, движения.

2) Расшифруй эти жесты (изображенные на картинке, а ниже пустые клетки для записи сова и схемы). Нужно показать движениями и жестами, произнести в соответствии со знаком препинания:

1. Из какой сказки эта фраза? Как ее произносит каждый из героев этой сказки? - Кто ложился в мою постель и смял ее?

2. Ты приветствуешь маму учителя, друга, гостей (инсценировка).

3. Прочитай голосом лисицы, которой нужно уговорить петушка.

Цель таких упражнений – заинтересовать учащихся, учить внимательнее относиться к знакам препинания, формировать выразительную речь детей, умение понимать говорящего, учитывая слова, мимику, жесты, интонацию, умение быть слушателем и говорящим, пробудить интерес к точному выражению мыслей. К подобным упражнениям можно отнести следующие упражнения – игры:

1. Упражнение – игра “Отгадай знаки”. Задание: учитель читает текст выразительно, а дети молча изображают нужный знак. Заранее определяясь с жестами, например, “!” – две вытянутые руки соединены над головой. “?” – правая рука поднята и согнута полукругом над головой, левый кулак перед грудью. “.” – кулачки прижаты друг к другу. “,” – хлопки.

Цель этого упражнения – развитие слухового сосредоточения, мышления, закрепление учебного материала через двигательные анализаторы.

Это упражнение очень полезно: дело в том, что самостоятельное осознание упражнения своей умственной деятельностью для многих детей младшего школьного возраста еще затруднено и простые указания учителя “Слушай внимательно!” – оказывают на них слабое воздействие. Когда же слушание имеет конкретную цель – заметить нечто и отметить замеченное движением, тогда содержание текста из чисто внешней информации превращается в руководство для собственных действий, можно сказать, организует внутренний план действий. Для некоторых детей это затруднительно, но они могут просто подражать движению других, а материал все – равно будет закрепляться (непроизвольное внимание). Эту игру можно использовать как физминутку, дети еще и отдыхают, и поднимается настроение. А стихи можно использовать самые разные.

Например: Вот сколько на “К” я сумею сказать: кастрюля, кофейник, коробка, кровать. Корова, квартира, картина, ковчег, кладовка, калитка, комод, коридор.

- Ой, хватит! И звук тоже может устать. А вот что на “Т” ты сумеешь назвать? (Куклин)

Игра “Немое письмо”.

Задание: учитель выразительно читает тексты, а учащиеся ставят только знаки препинания.

Цель: выявить умение учащихся слушать, определять коней предложения и ставить, в зависимости от интонации, соответствующий знак препинания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Организация исследовательской деятельности
К любой научно-исследовательской деятельности предъявляются определенные требования. Исследовательская работа совсем не обязательно должна быть экспериментальной, это может быть и работа только с литературными источниками. Тогда что же считается исследованием? Вкратце можно сказать, что в результат ...

Упражнения для формирования грамматических навыков
Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. В предыдущей главе мы говорили об этапах обучения грамматике: ознакомление, первичное закрепление и развитие навыков и умений использования грамматики. С ...

Этапы работы над грамматическим материалом
Требования к обучению грамматике в свете коммуникативно-функционального подхода сводятся к следующим принципам. Материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций; В учебном материале следует четко выделять фо ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru