В 1990-е гг. в отличие от предыдущих этапов развития отечественной школы, когда существовали лишь отдельные обществоведческие курсы, началось становление системы школьного обществоведческого образования.
В соответствии с концепцией перестройки преподавания общественных дисциплин в старших классах средней и общеобразовательной школы в 1991/1992 уч.г. был введен курс «Человек и общество» (вместо «Основ советского государства и права», «Этики и психологии семейной жизни», «Обществоведения»), который должен был стать базовой основой обществоведческой подготовки учащейся молодежи. Новый курс в объеме 136 час. был призван интегрировать знания о человеке и обществе, почерпнутые из многих областей наук (антропологии, медицины, психологии, философии, социально-политических, правовых, экономических наук). Первая часть курса включала в себя знания о происхождении человека, о единстве биологического и социального начала, о физических, психологических, интеллектуальных способностях человека и возможностях их развития, об отношении человека к семье, коллективу, государству, обществу, о взаимоотношении полов. В ней была показана необходимость профессионального и общекультурно образования, отражена система прав и обязанностей человека, нравственных ценностей, регулирующих его поведение, рассмотрены проблемы молодежи. Вторая часть курса давала представление об обществе в целом и структуре общественных отношений, об экономике, науке, культуре, политике, о капитализме и социализме и тех возможностях, которые ни создают для развития человека и общества. Особое внимание уделялось формированию нового политического мышления, глобальным проблемам современности, поиску путей их разрешения, роли СССР и других социалистических стран в обеспечении мира и социального прогресса.
Предполагалось, что курс «Человек и общество» будет изучаться на протяжении последних четырех лет обучения в средней школе, хотя на Всесоюзной конференции в Луцке (октябрь 1990 г.) по методическим и методологическим проблемам нового курса «Человек и общество» высказывались предположения о непрерывной обществоведческой подготовке с I по XI класс. В переходный период преподавание курса рекомендовалось вести по двум вариантам: вариант «А» по пособию «Введение в марксистское обществознание» (авт. Ф. Бурлацкий, А. Галкин, Ю. Красин. Политиздат, 1989), вариант «Б», сохраняющий традиционную структуру курса и частично-прежнее содержание, учебник Г. Шахнозарова «Обществоведение» (Политиздат, 1987)1.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что введение новой учебной дисциплины Гособразование СССР планировало постепенно, по мере готовности программ, учебников, учебно-методических и наглядных пособий, по мере готовности учителей. Решение о введении принимать должно было само учебное заведение.
Проекты программ нового курса, представленные Р.А. Арцишевским, Л.Н. Боголюбовым, Б.Г. Мещеряковым, B.C. Овчинниковым на вариативной основе, послужили основой для будущего многовариантного курса.
Так по взглядам авторского коллектива под руководством Р.А. Арцишев-ского, потребность в курсе «Человек и общество» обусловлена была необходимостью интенсификации воспитательного процесса, дальнейшей интеграции, гуманизации и гуманитаризаци содержания школьного образования.
Статьи по теме:
Психолого-педагогическое обоснование методических рекомендаций по коррекции
дисграфии
Первые попытки применения знаков в коммуникативных целях, вероятно, имели место уже на ранних ступенях архаического мышления. Способность использовать знаки для передачи сообщения возникла в контексте выполнения магических действий и ритуалов и десятки тысячелетий находилась в своего рода зачаточно ...
Юридическое образование
Юридическое образование — система правовых знаний, взглядов, убеждений как результат обучения и самообразования личности з области юриспруденции, которые формируют ее как гражданина, способного к профессионально-правовой деятельности Юридическое образование базируется на органической интеграции с ю ...
Межкультурная компетенция как показатель уровня сформированности вторичной
языковой личности
Анализируя тенденции развития теории и практики обучения иностранным языкам второй половины ХХ века, Д. Дэвидсон и О.Д. Митрофанова пишут: «С 50-х до 80-х в мире существенно изменились методические ориентации, что нашло отражение в ведущих терминах методики, в целевых установках обучения» «обучение ...