Особенности преподавания школьного курса Обществоведения в переходную эпоху

Аналитическое образование » Школьное гуманитарное образование в России в условиях переходного периода в 90-е гг. XX века » Особенности преподавания школьного курса Обществоведения в переходную эпоху

Страница 4

В программе «Введение в экономическую теорию» для учащихся старших классов автор сохранно ту же логику изложения материала, что в программе «Введение в экономику» для 9 класса, но углубил теоретическое освещение проблем. Овладение учащимися материала этого курса должно было помочь им в понимании экономических процессов, которые затрагивали самые широкие слои населения и влияли на политическую жизнь страны. Курс «Введение в философию» был ориентирован на знакомство учащихся старших классов с «поиском смысла бытия человечества». Курс «Введение в политологию» должен был познакомить школьников с основными понятиями и проблемами этой науки и вместе с тем помочь им в осмыслении наиболее значимых политических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и в мире. Курс «Политика и право» знакомил учащихся с основами науки о политике как самостоятельной учебной дисциплине, способствовал формированию политологических и правовых знаний. Цель курса «Введение в социологию» заключалась в том, чтобы дать старшеклассникам общее представление о социологии, ее специфике, целях, задачах, методах исследования, о ее значении для общественной жизни. Основное внимание в курсе уделялось человеку и его социальным связям и отношениям, общество же рассматривалось как продукт социального взаимодействия людей.

В качестве экспериментальных, заслуживают внимания программы, вышедшие в 1992-1994 гг. по курсам «Основы рыночной экономики», «Начала историко-философских знаний» (авт. З.А. Кибисова), «Основ психологии» (авт.-сост. Р.С. Немов), блока программ учебных курсов по аксиологии: (эстетика, этика, религиоведение) (авт. Г.К. Черкасов)1, (авт. коллектив А.П. Валицкая, Л.А. Громова, Н.С. Гордиенко и др.), «История религий древности» (авт. М.Э. Михейкина), «История религии и атеизма» (авт. В.А. Дымова).

Программа курса «Обществознание», опубликованная в 1994 г. и предназначенная для вечерних школ (авт. Х.Т. Загладина) , была ориентирована на то, чтобы создать у школьников представление о путях становления современной мировой цивилизации и мировой культуры в конкретно историческом времени и пространстве, о тенденциях развития мировой цивилизации, роли и месте Российской Федерации в мировом сообществе.

В 1995 г. вышли программы обществоведческих курсов: «Человек и общество» (авт. Л.Н. Боголюбов и др.), «Политика и право (авт. А.Ф. Никитин), «Граждановедение» (авт. Я.В. Соколов и др.).

Программа курса «Политика и право» явилась составной частью комплексного курса «Гражданское образование». В соответствии с концепцией этого курса, в начальной школе пропедевтическую функцию выполнял курс «Азбука граждановедения», в 5-6 и 7-8 классах предполагалось изучение авторского варианта курса «Граждановедение», а в старших классах гражданское и правовое образование завершалось курсами «Основы государства и права» и «основы политологии». Целесообразность объединения в одном курсе политологического и правового разделов была обоснована А.Ф. Никитиным тем, что право и политику объединяет глубокая внутренняя связь, которая в нашем обществе искусственно разрывалась; «соединение политической правовой тематики важно и с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять как сущность политики, ее институтов, так и особенности правового регулирования общественной жизни»1. Основная цель курса заключалась в развитии демократического мировоззрения школьников, в обеспечении им возможности максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Структура БГУИР
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники – один из ведущих технических вузов страны, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных специалистов инженерного профиля в сфере современных информационных, телекоммуникационных технологий, радиотехники и электроники. Проф ...

Сравнительный анализ основных методических подходов к коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания
Педагогическая классификация выделяет ведущие механизмы языковых затруднений и нарушений у детей с дисграфией и предлагает пять главных педагогических стратегий ее коррекции, сочетать, разнообразить или индивидуализировать которые позволяет профессиональная подготовка и опыт логопеда. В процессе ло ...

Профессионально-педагогическое развитие учителя иностранного языка
«Учитель – главная производительная сила общества» И.А. Зязюн. В условиях глобализации современных образовательных процессов, развитие компьютерных процессов обучения актуализируется проблема интенсивного изучения иностранных языков, национальных культур. В этих социокультурных условиях развивается ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru