Особенности преподавания школьного курса Обществоведения в переходную эпоху

Аналитическое образование » Школьное гуманитарное образование в России в условиях переходного периода в 90-е гг. XX века » Особенности преподавания школьного курса Обществоведения в переходную эпоху

Страница 6

- ярко проявляющаяся проблема методологии в школьном обществознании выявилась в эклектичности ряда программ в своих основах. К примеру, одна группа вопросов освещается в марксистских традициях, другая - с позиций либеральных принципов, третья - в духе религиозных ценностей.

- анализ существующих тенденций в практике преподавания обществознания дает основания сделать вывод о чрезмерном антропоцентризме и преувеличении роли общечеловеческих ценностей при разработке учебных программ, которые нередко подменялись либеральными или христианскими идеалами.

- разновекторные акценты авторов программ высвечивали проблему необходимости создания целостной концепции гражданского образования в России, определении его предмета, содержания и целей5 (которая будет представлена лишь в 2003 г. - Р.Д.).

- многообразие обществоведческих курсов актуализировало проблему выявления и реализации внутрипредметных связей. В отличие от интегративных курсов, где линии преемственных связей прослеживались достаточно отчетливо, модульные курсы практически мало связаны друг с другом, хотя и отличаются внутренней целостностью. Решение данной проблемы многим ученым-обществоведам виделось в комбинировании модульных и интегративных курсов.

Многочисленные программы обществоведческих курсов обусловили выход разнообразных учебников и пособий. В 19993 г. выпускается первое учебное пособие по правам человека (авт. А.Ф. Никитин). В 1994 г. был издан экспериментальный учебник В.О. Мушинского «Основы правоведения», признанный лучшей научно-популярной книгой года. Учебник, используемый как в основной школе, так и в старших классах средней школы в занимательной форме вводил школьников в мир права. В 1995 г. вышли учебные пособия для основной школы «Человек и общество» (авт Л.Н. Боголюбов и др.), «Политика и право» (авт. А.Ф. Никитин)5. В них содержались сведения из различных областей обществоведческих знания, необходимые школьникам для успешной социализации. Материал учебников был адаптирован с учетом возрастных особенностей учащихся основной школы.

В 1992-1996 гг. в целях гражданского образования и воспитания учащихся был разработан и опубликован учебно-методический комплекс «Гражданин» (руководитель Я.В. Соколов) для 5-9 классов, объединявший в рамках одного курса разнообразные сведения из психологии, права, морали, истории, политологии, экологии и других дисциплин. Через разработанную систему курсов-модулей учащиеся получали сведения интегративного характера (5-7 кл.) и знания конкретных отраслей современного обществознания (8-9 кл.).

В 1996 г. вышло в свет учебное пособие «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова (авторы: А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.), в котором материал ориентирован на формирование основ нравственной и правовой культуры подрастающего поколения, учитывающий возрастные особенности восприятия школьников.

В 1996-1997 гг. вышел целый ряд новых учебников и учебных пособий для основной школы: «Введение в обществознание» (авт. А.И. Матвеев и др.), «Человек» (авт. П.С. Гуревич), «Азбука гражданина» (авт. В.О. Мушинский). Материал пособия «Введение в обществознание» был ориентирован на формирование у школьников основ правовой культуры, нравственных начал. В нем рассматривались такие мировоззренческие проблемы как: отношение человека к природе, обществу, самому себе. Достаточно оригинально, в форме диалога ученика с самим собой, было построено учебное пособие «Человек», направленное на осмысление учащимися многих нравственных проблем. Учебник «Азбука гражданина» был построен по принципу концентрических кругов: в центре - человек, а затем условные круги, составляющие сред его жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Статьи по теме:

Содержание работы по формированию элементов воображения
В работе по формированию элементов воссоздающего или творческого воображения у детей с отклонениями интеллекта мы выделили три направления: развитие у детей начальных форм сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений); развитие эмоционально-положительного отношения к изобразительной дея ...

Преддипломная практика
Цели и задачи практики. Преддипломная практика проводиться на передовых предприятиях и в организациях, а также в научных подразделениях института с целью предоставления возможности студентам собрать фактический материал по производственной деятельности предприятия или организации для использования ...

Совокупность упражнений, направленных на усвоение младшими школьниками лингвистических терминов на уроках русского языка
Конечной целью изучения в школе лингвистической терминологии является осознанное ее использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически. Любое понятие пр ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru