Особенности украинского и белорусского позднего Средневековья

Аналитическое образование » Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве » Особенности украинского и белорусского позднего Средневековья

В ХVI веке на территории Западной Украины и Белоруссии, которые отошли к Польше и Литве, стали открываться братские школы. Главной их целью было сохранение веры и языка. Они были хорошо организованы, носили договорный характер (отец ребёнка подписывал договор со школой и давал обязательство не забирать ребёнка из школы до конца срока обучения). Особенности этих школ:

Были разработаны уставы школ (ректор и учителя избирались общим собранием братства. Также избирались два попечителя. Каждый член братства мог посещать школу для ознакомления с её работой)

Применялась классно-урочная система

Предъявлялись высокие требования к учителям (Учитель должен быть "благочестив, рассудителен, смиренно мудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудлив, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не способник ересей")

Первой украинской братской школой была Львовская (1586 год). Особое внимание уделялось обучению славянскому языку. В ХVI-ХVII веках учителя братских школ составили несколько печатных славянских грамматик ("Грамматика доброглаголивого эллинословенского языка" Львовского братства в 1591, "Грамматика словенского языка" Лаврентия Зизания (1596, Вильно), "Грамматика словенская", составленная Мелетием Смотрицким (Киев) и изданная в 1619). Также преподавались греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика (гуманитарные науки, так называемый тривиум) и некоторые элементы квадривиума (арифметика, геометрия, музыка, астрономия).

Многие демократические черты братских школ Украины, являвшихся передовыми школами своего времени, созвучны прогрессивным принципам Коменского. Нельзя не отметить роль братских школ в борьбе за воссоединение Украины с Россией.

Ведущие просветители того времени – Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и первый доктор философии Палладий Роговский. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий были приглашены в Московское государство боярином Петром Ртищевым для открытия школы повышенного обучения. (первые прообразы ВУЗ) Позднее при Андреевском и Спасском монастырях были открыты греко-латинские школы. В них изучались греческое и латинское богословие.

Славинецкий разработал правила для обучения детей.

Полоцкий был учителем царевны Софьи. Также при его участии была открыта славяно-греко-латинская академия.

Славяно-греко-латинская академия.

Симеон Полоцкий в 1682 году составил "Привилегию" (учредительную грамоту) академии, но она сначала не была утверждена царём.

По этому проекту в академию должны были приниматься только православные люди. Академия имела целью подготовку образованных людей, необходимых государству и церкви. Проектом намечалось преподавание "семи свободных наук" (т.е. грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки), богословия и "науки правосудия". Основными преподавателями академии были два учёных греческих монаха – братья Ионикий и Софроний Лихуды.

Академия готовила не только духовенство, но и учащихся для медико-хирургических школ.

К ХVIII веку Россия стала обширным многонациональным государством. Развивалась промышленность, укреплялось международное значение страны. Наступало время Петра I, время реформ. Таких как введение гражданского алфавита, возникновение периодической прессы и, конечно, открытие первых светских ГОСУДАРСТВЕННЫХ школ. Новые науки, в соответствие с интересами государства, стали появляться в списках изучаемых: навигация, геодезия, новые направления математики.

Образование в России поднялось и окрепло, изменяясь вместе со страной. Уходили в прошлое старые методы, уступая место новым, развивались изучаемые предметы, появлялись свои поводы для гордости. Прошло время и России уже не надо было приглашать иностранных учителей. Появились и "в своём отечестве" образованные люди. И страна продолжила своё развитие. Теперь у неё уже было всё для развития СВОЕЙ педагогики…


Статьи по теме:

Цели, задачи и правила проведения классного собрания
Классное собрание помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем. Важно проводить классные собрания не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии. Цель классных собраний – помочь в решении проблем, развивать ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
По мнению Зимней И.А., младшие школьники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они проявляют интерес к осмыслению своего речевого опыта, легко и прочно запоминают небольшой по объему материал и хорошо его воспроизводят. Как утверждает Рогова Г.В., у детей младшего школьного возраста дост ...

Организация и руководство кружка по оригами
Целью изучения искусства оригами является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труд ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru