Использования средств изобразительного искусства для развития воображения

Страница 1

Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств. Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, поскольку уровень их общего развития вступает в противоречие с теми детскими способами изображения, которыми они владеют. Очень важно, отмечает Котляр В.Ф. (1986), чтобы в это время взрослый помог ребенку овладеть новыми способами творческого отражения окружающей действительности. При этом осмысленность, которую вносит в деятельность ребенка взрослый, отнюдь не нарушает самобытности детского изображения.

В современной психолого-педагогической литературе с наибольшей определенностью описаны два направления в руководстве детской творческой деятельностью: создание условий, благоприятствующих творчеству, и построение логической поэтапности в достижении творческого результата.

Важное значение для определения природы возникновения воображения и для организации процесса его формирования имеют выдвинутые А.Н. Леонтьевым положение о том, что «в психологических предпосылках детской игры элементов фантастики нет, а есть потребность действовать, как взрослые, т.е. действовать так, как это видел ребенок у других, как об этом ему рассказывали и т.д. Ребенок стремиться ехать верхом на лошади, но не умеет этого и пока не в состоянии этому научиться: это ему недоступно. Поэтому происходит своеобразное замещение: место лошади заступает в игре предмет, который принадлежит к миру непосредственно доступных ребенку предметов»

Таким образом, на первом этапе обучения рисованию дается установка не на художественный образ, а на воображаемое игровое действие, выполняемое графическим способом. Примером такой ситуации может служить задание «Покорми птичку»: игровую ситуацию создает нарисованная птичка, которую ребенок «кормит», нанося на плоскость листа точки, т.е. «зернышки».

Обучение детей основам изобразительного искусства предполагает не только развитие у них умения излагать свою мысль графически и цветом, понимать изобразительное искусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать и анализировать явления окружающей действительности. Процесс рисования Т.В. Нестерова (1991) тесно связывает с живой работой мысли, с развитием образного мышления и художественного вкуса, наблюдательности и зрительной памяти, двигательных функций руки и глазомера.

Рисование на темы – это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличие определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигуры человека, но и фантазии, наблюдательности. Воображение учащихся развивается и в процессе самого композиционного рисования. Как правило, отмечает Кузин В.С., «в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от окружающей действительности».

Основным методом изучения детей в процессе обучения и воспитания служит наблюдение. Систематически используя этот метод, можно получить ценные сведения о различных сторонах развития и деятельности ребёнка.

Благоприятные условия для получения таких факторов представляют уроки рисования. Наблюдения за детьми во время рисования позволяют обнаружить у них такие черты, которые на других уроках могут остаться незамеченными.

В ходе изобразительной деятельности учащиеся подробно рассматривают и изучают особенности реальных предметов, осмысливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняют разнообразные мыслительные операции.

В процессе занятий рисованием учитель имеет возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, эмоционально – волевой сферы и деятельности умственно отсталых школьников.

Деятельность учащихся, направленная на выявление и запоминание того, что затем должно быть передано в рисунке, способствует повышению и речевой активности.

Изучению подлежат основные черты деятельности школьников (направленность, устойчивость, сознательность, активность, продуктивность, мотивация). Фиксируется, действует ли ученик целенаправленно во время выполнения задания, на что конкретно направленно его внимание.

Наблюдения за ребёнком в процессе рисования позволяют установить, может ли он правильно организовать свою деятельность, поступает ли в соответствии с указаниями учителя или «соскальзывает» на другой, более простой вид работы. Нередки случаи, когда ученик вовсе отказывается от выполнения задания.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Технологическая практика
Цели и задачи практики. Цель практики – закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, расширения технического кругозора студентов; длительное ознакомление с производством; воспитание у будущих инженеров чувства уважения к производственному труду рабоч ...

Методики диагностики субъективного отношения к природе
Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г./ Методика направлена на диагностику интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. И может использоваться с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет. Опросник включает 4 основные шкалы, с ...

Методические рекомендации для коррекционно – педагогической работы по формированию сенсорных эталонов
сенсорный эталон дошкольник интеллектуальный В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов. Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, с ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru