Особенности личностно-ориентированного подхода к процессу музыкального образования и воспитания в условиях программы "Мир музыки"

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Особенности личностно-ориентированного подхода к процессу музыкального образования и воспитания в условиях программы "Мир музыки"

Страница 1

В современной технократической цивилизации музыкальное образование отодвигается на второстепенный план. Между тем, новые достижения педагогики и психологии доказали важнейшую роль музыкальных занятий не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей.

Чтобы стать личностью, человеку необходимо сформировать целостное представление о мире, осознать в нем себя и свое предназначение. Художественное освоение мира в форме образного осознания и преобразования происходит в рамках противоположностей "прекрасное" (красота) - "безобразное". С помощью противоположностей "добра" и "зла" этика осваивает действительность оценочно-императивным способом. Теоретическое познание идет от "незнания" к "знанию" (истине). Три взаимодополняющих друг друга способа освоения мира своеобразны и незаменимы в силу своей специфики: научного, художественного, морального сознания, сторон сложного синтетического процесса мышления.

Учитывая, что музыка (наряду с другими дисциплинами предметной области "Искусство") в контексте личностно-ориентированного обучения относится к группе смысло-ориентированных предметов, где системообразующим фактором выступает механизм персонализации ("я – в мире"), нам показалась наиболее интересной сквозная тема программы по музыке (для 1-4 кл.) С.Л. Долгушина "Я, Музыка и Мир".

Ее цель - определение условий, поиск оптимальных подходов, средств, форм и педагогических приемов, способствующих формированию отношения к искусству как носителю высшей эстетической ценности, развитию художественно-творческого восприятия музыки и музыкальной культуры учащихся.

Среди задач:

Создание условий для художественного познания мира учащимися через собственную деятельность.

Развитие у школьников эстетической способности чувствовать, воспринимать и создавать художественные образы. Приобщение к лучшим образцам музыкальной классики.

Формирование музыкальной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Активные формы участия школьников в процессе их обучения - хоровое и сольное пение, игра на детских музыкальных инструментах, слушание и анализ музыкальных произведений, движение под музыку, музыкальные импровизации, игры могут стать и формой усвоения социального опыта людей и опыта общения. Учащиеся увлеченно реагируют на музыкальное "воссоздание" жизненных явлений и чувств, они с интересом следят за "превращением" музыкальных звуков то в "пейзаж", то в "настроение", то в "портрет".

Практика показывает, что непосредственно выражать творческую природу музыкального искусства могут лишь методы, приемы и формы опирающиеся на специфику музыкального языка. Ведь именно они позволяют ребятам активно использовать накопленный интонационный опыт для собственного музыкального творчества. Хотя эта деятельность с педагогической точки зрения, является наиболее трудной и требует максимума энергии, находчивости, художественных способностей и критического осознания, но очевидно, что она дисциплинирует работу воображения детей, развивает их собственное отношение к художественным проблемам.

Именно так происходит духовное возвышение ребенка, формирование его жизненных интересов, ценностных ориентаций. Одной из важнейших особенностей процесса обучения и воспитания на уроке музыки является поиск правильного соотношения между рациональным и эмоциональным, обращение к уму и сердцу ученика одновременно.

Общение с музыкальным произведением - это эффективнейший путь восприятия мира. По нашему мнению, все формы и виды общения с музыкой должны быть развивающими, стимулирующими познание, побуждающими к действию. Ведь это очень важно, когда у ребенка появляется желание и готовность постичь смысл своей деятельности, когда есть ощущение и необходимость сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что наилучшим образом может выразить его слышание или видение того или иного явления, факта. А результат может выразиться иногда в одной интонации, поэтической фразе, движении, рисунке. Существенна именно эта внутренняя работа ученика, процесс мыслительного экспериментирования с выразительными средствами. "Недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться в структуре самого произведения необходимо еще и творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис", - писал Л.С. Выготский.

В рамках учебных занятий по программе "Мир музыки" создаются благоприятные условия для активизации внутренних ресурсов ребенка, в первую очередь его творческого воображения, фантазии, которые необходимы как для активного восприятия музыки (в том числе, в контексте других видов искусства), так и в повседневной жизни человека.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Из истории вопроса
Проблема классификации методов обучения, определение системной организации является одной из наиболее сложных в истории и теории преподавания иностранных языков. В методике обучения ИЯ понятие "метод" имеет два значения: метод как методическая система или направление в обучении в конкретн ...

Психологическая характеристика особенностей развития детей в возрасте 10-12 лет
Возрастной период 10-12 лет заключает в себе большие возможности для развития полноценной личности. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, опр ...

Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу
Данные методы базируются на интегрированном освоении детьми единого художественного пространства, т.е. в их основе заложен принцип многовариантного взаимодействия различных видов искусства с учетом их доминантности. Полихудожественный подход к музыкальному образованию находит яркое отражение в целя ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru