Особенности личностно-ориентированного подхода к процессу музыкального образования и воспитания в условиях программы "Мир музыки"

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Особенности личностно-ориентированного подхода к процессу музыкального образования и воспитания в условиях программы "Мир музыки"

Страница 1

В современной технократической цивилизации музыкальное образование отодвигается на второстепенный план. Между тем, новые достижения педагогики и психологии доказали важнейшую роль музыкальных занятий не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей.

Чтобы стать личностью, человеку необходимо сформировать целостное представление о мире, осознать в нем себя и свое предназначение. Художественное освоение мира в форме образного осознания и преобразования происходит в рамках противоположностей "прекрасное" (красота) - "безобразное". С помощью противоположностей "добра" и "зла" этика осваивает действительность оценочно-императивным способом. Теоретическое познание идет от "незнания" к "знанию" (истине). Три взаимодополняющих друг друга способа освоения мира своеобразны и незаменимы в силу своей специфики: научного, художественного, морального сознания, сторон сложного синтетического процесса мышления.

Учитывая, что музыка (наряду с другими дисциплинами предметной области "Искусство") в контексте личностно-ориентированного обучения относится к группе смысло-ориентированных предметов, где системообразующим фактором выступает механизм персонализации ("я – в мире"), нам показалась наиболее интересной сквозная тема программы по музыке (для 1-4 кл.) С.Л. Долгушина "Я, Музыка и Мир".

Ее цель - определение условий, поиск оптимальных подходов, средств, форм и педагогических приемов, способствующих формированию отношения к искусству как носителю высшей эстетической ценности, развитию художественно-творческого восприятия музыки и музыкальной культуры учащихся.

Среди задач:

Создание условий для художественного познания мира учащимися через собственную деятельность.

Развитие у школьников эстетической способности чувствовать, воспринимать и создавать художественные образы. Приобщение к лучшим образцам музыкальной классики.

Формирование музыкальной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Активные формы участия школьников в процессе их обучения - хоровое и сольное пение, игра на детских музыкальных инструментах, слушание и анализ музыкальных произведений, движение под музыку, музыкальные импровизации, игры могут стать и формой усвоения социального опыта людей и опыта общения. Учащиеся увлеченно реагируют на музыкальное "воссоздание" жизненных явлений и чувств, они с интересом следят за "превращением" музыкальных звуков то в "пейзаж", то в "настроение", то в "портрет".

Практика показывает, что непосредственно выражать творческую природу музыкального искусства могут лишь методы, приемы и формы опирающиеся на специфику музыкального языка. Ведь именно они позволяют ребятам активно использовать накопленный интонационный опыт для собственного музыкального творчества. Хотя эта деятельность с педагогической точки зрения, является наиболее трудной и требует максимума энергии, находчивости, художественных способностей и критического осознания, но очевидно, что она дисциплинирует работу воображения детей, развивает их собственное отношение к художественным проблемам.

Именно так происходит духовное возвышение ребенка, формирование его жизненных интересов, ценностных ориентаций. Одной из важнейших особенностей процесса обучения и воспитания на уроке музыки является поиск правильного соотношения между рациональным и эмоциональным, обращение к уму и сердцу ученика одновременно.

Общение с музыкальным произведением - это эффективнейший путь восприятия мира. По нашему мнению, все формы и виды общения с музыкой должны быть развивающими, стимулирующими познание, побуждающими к действию. Ведь это очень важно, когда у ребенка появляется желание и готовность постичь смысл своей деятельности, когда есть ощущение и необходимость сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что наилучшим образом может выразить его слышание или видение того или иного явления, факта. А результат может выразиться иногда в одной интонации, поэтической фразе, движении, рисунке. Существенна именно эта внутренняя работа ученика, процесс мыслительного экспериментирования с выразительными средствами. "Недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться в структуре самого произведения необходимо еще и творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис", - писал Л.С. Выготский.

В рамках учебных занятий по программе "Мир музыки" создаются благоприятные условия для активизации внутренних ресурсов ребенка, в первую очередь его творческого воображения, фантазии, которые необходимы как для активного восприятия музыки (в том числе, в контексте других видов искусства), так и в повседневной жизни человека.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Особенности работы по математическому развитию детей 3- го года жизни
В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Со ...

Анализ эффективности программы «Социально – педагогической помощи семьям на устранение негативных детско – родительских отношений »
Для апробирования программы, на базе эксперимента была выбрана средняя общеобразовательная школа № 11 имеющая статус государственного образовательного учреждения. Цели, задачи и направления деятельности школы № 11. Целями школы является: достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физич ...

Рекомендации по доработке проекта «Образование»
Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Одна ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru