художественный литература преподавание школа
Зима в изображении русских поэтов.
С. Есенин "Поёт зима – аукает ."
Цели: Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; показать изображение зимы в произведениях русских поэтов; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова; прививать любовь к поэзии.
Оборудование: Картина «Зимний лес»; рисунки детей на зимнюю тему; портрет С. Есенина; аудиозапись «Ноктюрна» Ф. Шопена, романса «Не жалею, не зову, не плачу».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Учитель. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других?
Дети. Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.
У. Проведем речевую разминку. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.
Произнесите предложение, записанное на доске, делая ударение каждый раз на другом слове.
На доске:
С неба падают снежинки.
III. Проверка домашнего задания
У. Речь точная, правильная, выразительная - это красивая речь. Такая речь встречается, как правило, в произведениях, сочиненных народом. Дома вы читали как раз такое произведение – сказку «Два Мороза».
Проверим домашнее задание. Какую забаву придумали Морозы? Прочитайте. Сравните, как два Мороза пытались заморозить купца и дровосека. Как купец и дровосек спасались от холода? Кто и почему выиграл спор? Какие слова выражают главную мысль сказки? Дети отвечают на вопросы.
IV. Актуализация знаний
V. Над какой темой мы работаем на уроках чтения?
Д. «Люблю природу русскую. Зима».
У. Сегодня мы в гостях у чародейки и волшебницы Зимы. Она хотела бы послушать, какой вы себе ее представляете.
Дети рассказывают по своим рисункам, с чем у них ассоциируется зима.
Д. Красота зимней природы, встреча Нового года, праздник Рождества и веселые зимние забавы.
У. Какие лирические стихи о зиме мы уже читали?
Дети читают наизусть стихи И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима о зиме, о первом снеге.
– Как поэты называют зиму?
Д. Радостная, веселая, долгожданная.
Дети вспоминают строки из стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою» и говорят, что в этом стихотворении зима – красивая, добрая колдунья, которой все подвластно на земле.
У. Ребята, что значит лирическое стихотворение? Д. В лирическом стихотворении на первом месте стоит автор, его мысли, чувства, душевные переживания.
V. Сообщение темы урока.
V. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Поёт зима – аукает .». Будем учиться читать его выразительно.
VI. Работа над стихотворением.
У. Рассмотрите картину «Зимний лес». Задумайтесь над заглавием. Послушайте стихотворение Есенина в моем исполнении.
Учитель читает.
– Какие чувства у вас возникли?
Д. Тоски, грусти, сожаления,
У. Какие картины мы представляем себе, прочитав стихотворение? Дети отвечают.
– Прочитаем текст по строфам и поразмышляем над его содержанием.
Учащиеся вслух читают первую строфу.
– Как вы представляете выражение «Поёт зама – аукает .»?
Д. Воют вьюги, поют метели.
У. С кем автор сравнивает зиму?
Д. С человеком.
У. Какие слова подтверждают это?
Д. Поет, аукает.
У. Что значит – мохнатый лес?
Д. Всюду пушистый снег, он лежит на ветках.
У. Что значит – лес баюкает.
Д. Метели и ветры поют свои песни, чтобы лее спал.
У. Что значит – со звоном сосняка?
Д. Сосен в лесу много, и все они одновременно качаются и шумят.
У. Какие строки передают это настроение?
Д. Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
У. Что значит – седые облака?
Д. Они белые, как снег.
У. О чем же первая строфа?
Д. О красоте зимнего леса, о грустном настроении поэта.
У. Прочитайте про себя вторую строфу. С чем сравнивается метель?
Д. С шелковым ковром. Ветер поднимает снег вверх и расстилает его, как ковер.
У. Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор называет воробьев?
Д. Игривые. Они любят прыгать, везде летать, как будто играют.
У. Почему они прижались именно к окну?
Д. Из дома идет тепло. Еще, они надеются, что человек их покормит, ведь сытому не так холодно.
У. Прочитайте вторую строфу. Какой звук часто повторяется в словах?
Д. Звук [р].
У. Что нам напоминает этот звук?
Д. Рычание зверя, рев вьюги,
У. Почему автор использует слова, где часто встречается звук [р]?
Д. Чтобы передать характер вьюги – злой, свирепый. У. Как называется этот литературный прием?
Д. Аллитерация.
VII. Физкультминутка.
VIII. Исследовательская работа.
Статьи по теме:
Мониторинг: история, сущность, функции и принципы
Анализ показал, что педагогический мониторинг имеет глубокие исторические корни. Сбор информации о различных сторонах жизни школы - об учащихся и учителях, о некоторых сторонах образовательного процесса и т.п. - уже в конце 19 века был предметом забот не только органов центральной власти, но и боль ...
Разработка методики системно-педагогического исследования
С самого начала обращения отечественной педагогики к системному подходу ведущие методологи педагогики указывали на необходимость разработки специально педагогической методологии системного подхода, имея в виду не только общую программу, но и тактику системно-педагогического исследования. М.А.Данило ...
Виды воображения
Авторы
учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999)
выделяют следующие виды воображения. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рожда ...