Класс работает по вариантам.
У. Первый вариант – подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы.
Второй вариант – подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.
Проводится самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.
У. В стихах Есенина мало красок, зато много звуков. Какая музыка по характеру, настроению соответствует стихотворению?
Д. отвечают.
IX. Выразительное чтение.
У. С каким чувством мы будем читать о вьюге, о птичках?
Д. С тревогой, печально – о вьюге, о птичках – с нежностью, с сожалением.
2-3 ученика читают индивидуально.
Х. Обобщение.
У. Какова тема этого стихотворения?
Д. Зима, зимние картины.
У. Какая зима перед нами?
Д. Красивая, но грустная.
У. Ребята, мы познакомились с прекрасным стихотворением. Что вы можете сказать о его авторе?
Учитель прикрепляет на доску портрет Есенина. Дети высказывают свои мысли. Подготовленный ученик делает сообщение о Сергее Есенине.
XI. Музыкально-поэтическая пауза.
У. Вы сегодня читали стихи наизусть и делали эго замечательно. Молодцы! Я тоже хочу прочитать вам стихотворение Н. Брауна «Сергей Есенин». Учитель читает стихотворение под музыкальное сопровождение «Ноктюрна» Ф. Шопена.
В этом имени – слово «осень»:
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь-рассвет.
Что-то сеть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты .
Только скажут:
«Сергей Есенин» –
Всей России встают черты .
У. Многие стихи Сергея Есенина положены на музыку. Послушайте романс «Не жалею». Звучит один куплет, дети делятся своими впечатлениями о прослушанном.
XII. Итог урока.
У. Лирические стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке? Какой теме они посвящены?
Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы. Спасибо за работу!
М.М. Пришвин «Выскочка»
Цели: познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина; развивать навыки осознанного, беглого чтения, память, внимание и мышление; обобщать словарный запас; воспитывать любовь к природе, Родине.
Ход урока
1.Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
За окном у нас зима, вернее последний месяц зимы. Но скоро пригреет солнышко теплое и ласковое, потекут ручьи, запоют веселые песни птицы. Природа проснется после зимней спячки.
У вас на партах есть рисунки солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихов о Родине.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина. В старину говорили «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней народные пословицы.
– Какие пословицы о Родине вы знаете?
3. Новый материал.
1. Сообщение темы урока.
2. Беседа о природе.
Когда мы произносим слово Родина, то представляем свой родной край с его удивительно прекрасным уголком природы. Слова Родина и природа неразрывно связаны между собой.
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…(природа).
О красоте природы сложено много песен, художниками написано много картин.
Рисунки учащихся.
– Произведения каких писателей о природе вы читали?
3. Викторина по прочитанным произведениям.
«Это грач. С отломленным крылом он пришел ко мне на огород и стал привыкать к этой ужасной для птицы бескрылой жизни на земле и уже стал подбегать на мой зов «Грашка», как вдруг однажды в мое отсутствие курица заподозрила его в покушении на своего утенка и прогнала за пределы моего огорода».
«Было в старину поверье, что таким мухоморным кольцом отмечен круг, на котором по ночам пляшут ведьмы. Так и называют кольцо из грибов «ведьмин круг».
«И все ближе и ближе слышалось легкое быстрое шуршанье. И вот на один миг мышонок увидел: позади лягушонка взметнулось длинное гибкое тело серебристо-черной змеи».
«Стояла осень. Если бы можно собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составляли бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах».
4. Физкультминутка.
Статьи по теме:
Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
После двух месяцев занятий в средней группе детского сада № 165 по парциальной программе О.С. Ушаковой психологом учреждения было проведено определение уровня усвоения детьми программы в аспекте развития речи. Критерии оценки уровня усвоения были те же, что и при определении уровня усвоения програм ...
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети уча ...
Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...