Особенности личностно-ориентированного подхода к процессу музыкального образования и воспитания в условиях программы "Мир музыки"

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Особенности личностно-ориентированного подхода к процессу музыкального образования и воспитания в условиях программы "Мир музыки"

Страница 2

В качестве действенного средства для этого могут выступать различные ассоциативные игры, так как здесь ребенок - субъект творчества. Никто кроме него не может знать верного решения стоящей перед ним творческой задачи. Такие игры - определенная форма обучения и творческого развития, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое. Основная задача включения в урок ассоциативных игр нам видится в развитии умения передавать свои эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, пластики, цвета. Например: игра "Цвет и звук", "Мой звук", "Эмоции". (Описание содержания следует ниже).

Использование подобных игр с детьми младшего школьного возраста, как нам кажется, способствует пробуждению их внутренней активности, умению анализировать результаты коллективно выполненной работы, появлению качественно новых идей и образов.

Повышенный интерес ребят разного школьного возраста к различным видам и формам художественной (музыкальной) и полихудожественной деятельности общеизвестен: они с удовольствием рисуют, сочиняют простые мелодии, стихи, сказки, поют, принимают участие в театрализованных представлениях и т.п. И упускать возможность целенаправленного формирования творческого восприятия, постижения музыкального искусства детьми, значит сознательно отказаться от воспитания их музыкальной культуры. А ключевая проблема приобщения к искусству подрастающего поколения - развитие их художественных интересов. И эти психологические особенности школьников просто нельзя не учитывать, поскольку предварительная стадия восприятия музыки заключается именно в возникновении интереса, установки на восприятие того или иного музыкального произведения. Так же к основным уровням структуры музыкального восприятия относят: слышание музыки как физический и психофизиологический процесс, переживание и понимание музыки; эстетическую оценку произведения. Наконец, заключительную стадию восприятия, выходящую за временные рамки непосредственного контакта слушателя с музыкой, - это последействие произведения, т.е. осмысление и переосмысление после прослушивания (исполнения).

Слушательский опыт (жизненный и художественный) индивидуально неповторим, такой же характер приобретает и поток ассоциаций, возникающий в сознании воспринимающего музыкальное произведение. Постигая музыку, человек мысленно соотносит (сознательно или бессознательно) ее содержание со своими взглядами, эмоциями и, пропуская воспринимаемое содержание через их призму, видоизменяет, трансформирует его. Как отмечал Б. Асафьев, "слушатель проходит путь, пройденный композитором, но привносит в него свои идеи, вкусы, привычки и даже просто душевную расположенность".

И в свою очередь, учитель обязан выстроить общение с музыкой так, чтобы направить его, прежде всего, на воспитание ребенка, раскрытие его духовного потенциала, нравственное совершенствование, очищение, просветление его души.

Например, это может быть постановка проблемы урока:

От чего зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки?

Может ли музыка оставить нас равнодушными или она всегда вызывает эмоциональный отклик в душе человека?

Или такие вопросы: к кому обращена эта музыка? О чем "говорит" колокол?

Либо вопросы, нацеленные на наблюдение за жизнью музыки: что нарисовала музыка? Где заканчиваются возможности музыки? (о музыке С.В. Рахманинова). Удивит ли вас эта музыка?

Так же возможно предложить детям такие задания: а сейчас мы дадим высказаться музыке… Постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели…

Мы полагаем, что дальнейшие размышления ученика и учителя, их совместный поиск решений, ответов на поставленные вопросы, предложенные задания, позволяют в какой-то степени приблизиться к высшему уровню взаимоотношения человека и музыки, выделяемому современными исследователями (Ю.Н. Рагс, О.В. Марковой) - "постичь с помощью музыки высший духовный смысл бытия, который достигается выходом за пределы самого себя, своего ограниченного существования".

Такой подход к изучению музыки в условиях интегрированных уроков музыки по рассматриваемой нами программе является достаточно актуальным. Предлагаемые детям вопросы и творческие задания заставляют мыслить, чувствовать, переживать, оценивать, создавать образы, развивать способность к различным видам музыкальной полихудожественной деятельности, творческого мышления, что является одним из важнейших составляющих художественной, музыкальной культуры человека.

Бесспорно и то, что познание мира, самого себя через музыку и наоборот будет более глубоким и осознанным, когда учащиеся будут включены в собственную художественную деятельность. Исходя из этого положения, ниже мы освещаем ряд педагогических методов выявленных в процессе настоящего исследования и направленных на развития творческих способностей младших школьников в условиях полихудожественного подхода к урокам музыки по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки" (1-4 кл.).

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

История происхождения городецкой росписи
Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. Вместо лопасти прялки вставляли в донце гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала х ...

Виды семейных взаимоотношений
В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп: 1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или ...

Инновационные педагогические технологии в экологии
Основной методологический принцип экологической психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания. В соответствии с подструктурами экологического сознания выделяются три группы методо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru