Изучение музыкально-эстетических ориентации, предпочтений, вкусов детей проводилось по параметрам когнитивной и операциональной (поведенческой) направленности личности ребенка по отношению к музыке.
Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы – "персональных конструктов". Важную роль играет введенное Л. Фестингером понятие "когнитивный диссонанс" - расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. Изучение когнитивного компонента мышления привело к систематическим исследованиям в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.
Получение сведений о личностных музыкальных предпочтениях ребенка осуществлялось в процессе краткой беседы-анкеты в ситуации доверительного общения. В дальнейшем эти данные сопоставлялись с данными беседы на эту же тему с родителями и педагогами.
В процессе исследования были разработаны критерии уровня развития когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов детей:
низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов ребенка характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям — как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).
Ниже приводим результаты проведения теста:
Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентации детей на начало и конец эксперимента
Класс |
Результаты |
Высокий Уровень % |
Средний уровень % |
Низкий уровень % |
КК |
На начало эксперимента |
9,6 |
58,5 |
31,9 |
ЭК |
На начало эксперимента |
8,9 |
60,2 |
30,9 |
КК |
На окончание эксперимента |
11,6 |
69,3 |
19,1 |
ЭК |
На окончание эксперимента |
21,3 |
78,7 |
- |
Методика изучения операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убеждений
В ходе данного направления исследования были разработаны следующие тесты:
Тест "Музыкальный магазин"
Выявление операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических взглядов личности представляет собой определение уровня сформированности реально используемых ребенком приемов эстетической ориентировки, с помощью которых реализуется применение музыкальных знаний и мотивов в качестве регуляторов собственного поведения в актах реального выбора музыки.
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентации, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал составляли три (возможно и более) серии по восемь музыкальных фрагментов, каждый из которых отражает жанр или самостоятельное направление музыкального искусства. Предъявление фрагментов осуществляется индивидуально в аудиозаписи последовательно по одному образцу музыки из каждой серии заданий.
Музыкальные направления, используемые в построении диагностики операционального (поведенческого) компонента музыкальных вкусов личности ребенка:
народная вокально-хоровая музыка;
народная инструментальная музыка;
народная вокально-инструментальная музыка;
классическая вокально-хоровая музыка;
классическая инструментально-симфоническая музыка;
классическая вокально-инструментальная музыка;
современная классика авангардного направления;
современная развлекательная (массовая) музыка;
музыкотерапевтические программы;
духовная музыка.
Статьи по теме:
Дидактическая игра, как средство активизации
познавательной деятельности младших школьников
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере ра ...
Речевой портрет современного педагога
Каким должен быть педагог нового столетия? В общественных дискуссиях последних лет выделяются разные (нередко противоречивые) характеристики. Одно несомненно, современный педагог должен безупречно владеть родным языком. Д. С. Лихачев не раз говорил о значимости речевого портрета личности: «Вернейши ...
Методические основы формирования у младших школьников
умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
по окружающему миру
Период обучения в начальной школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а зате ...