Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Страница 6

Интерпретация данных тестирования позволяет сделать предположительные выводы о приоритетности развития творческих музыкальных способностей в ЭК, причем развитие общих способностей произошло также на достаточно высоком уровне (рост по каждому показателю 30-40%). Возможно, это связано с неперегруженностью учащихся построением научных теоретических понятий данные сроки, чем "страдают" многие программы обучения. В этой связи уместным будет заметить, что Ж. Пиаже предостерегал об опасности чрезмерно раннего развитии интеллекта посредством логических структур в ущерб творческим способностям. Очевидно, развитие детского творчества через стимуляцию образов воображения и ощущения — благоприятная почва творческого развития ребенка, наиболее близкая его естественной природе.

Наша работа с младшими школьниками доказала, что главным условием, при котором мыслительный процесс приобретает свойство продуктивности, является проблемность ситуации, решаемой ребенком. Личная вовлеченность, осмысленность и действенность поиска задают целостность мыслительному процессу. Именно поэтому в ходе практической реализации экспериментальной программы "Мир музыки" мы стремимся сформировать креативность учащихся как личностное, а не только ситуативное свойство, формирующееся в специально организованной среде. Апробируя разнообразные методики развития креативности, мы старались отказываться от тех, которые придавали креативности ситуативный характер, то есть предполагали определенную адаптацию к требованиям учителя и стимулировали усвоение определенной технологии. Осуществление системного непрямого формирующего влияния через воздействие определенного комплекса условий микросред в данном случае является оптимальным.

Таким образом, оказалось, что микросреда, обладающая свойствами предметно-информационной обогащенности, наличием в ней образцов креативного поведения, ограниченной степенью регламентации поведения детей в процессе занятий, оказывает формирующее воздействие на поведенческий и мотивационный компоненты креативности.

Формирование креативности в онтогенезе обнаруживается первоначально на мотивационно-личностном, а затем только на продуктивном уровне.

К концу первого года обучения учащиеся показали следующие результаты:

приступая к ознакомлению с задачей, они привлекали для ее решения полученные знания и способы (умение играть на музыкальных инструментах, петь, рисовать), развивается репродуктивное мышление, когда мысль движется в содержательном плане; творческие задачи и их поиск в процессе урока музыки значительно активизировали продуктивное мышление детей: большинство учащихся стали представлять определенные образы и явления, подключать мышление и воображение. Важную роль в таком творческом поиске сыграли ассоциации разно-модального плана; в процессе освоения экспериментальной программы учащиеся постепенно приходили к самостоятельному решению творческих проблем, привлекая для ее решения оригинальные способы;

важным показателем результативности экспериментальной программы "Мир музыки", используемых в ней приемов и методов работы, явилась мобилизация созидательных творческих сил и способностей учащихся через глубоко прочувствованные занятия такими видами творческой деятельности, как импровизация и моделирование;

В целом, в ходе апробации учебного курса мы стремились решить задачи, связанные с всесторонним развитием личности учащихся, формированием их эстетической культуры, оптимизацией эвристического мышления и познавательной деятельности, овладением детьми образным языком музыкальной лексики, формированием умений и навыков с целью постижения имманентной сущности музыки, развитием эмоциональной культуры, ассоциативного восприятия и продуктивного художественно-образного мышления как составных компонентов личностно-ориентированного подхода к музыкально-образовательному процессу.

Исследование показало, что:

учебный материал (характер его предъявления) в условиях обучения по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки" в полной мере обеспечивает выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения (у учащихся со 2 по 4 классы).

изложение знаний учителем направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;

в ходе обучения постоянно согласовывался опыт ученика с содержанием задаваемых знаний;

активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности обеспечивало ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

учебный материал должен был организован таким образом, что ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений творческих задач;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Виды воображения
Авторы учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999) выделяют следующие виды воображения. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рожда ...

Психолого-педагогическое изучение дошкольников с недостатками слуха
На заседаниях психолого-педагогической комиссии проводится всестороннее обследование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Первоначально комиссия рассматривает необходимую документацию: выписку из истории развитияребенка, предварительные диагнозы и заключения специалистов, перви ...

Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального н ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru