Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Страница 4

Обобщая результаты экспериментальных исследований по апробации методов элементарного музицирования и "музыкальной графики" на уроках музыки в 1 классе, в контексте развития креативности и познавательных интересов младших школьников на основе творческих заданий, мы пришли к следующим выводам:

На начальном этапе обучения развитие творческих способностей к музыке учащихся ЭК тоже не шло быстрыми темпами, но отдельные ответы учащихся, реакции на творческие задания показывали, что идет внутреннее развитие — накопление запаса музыкальных ощущений, оригинальных образов восприятия. Об этом свидетельствовали и результаты наблюдения за детскими рисунками — ассоциациями на слушание как музыкальных произведений классики, так и современной музыки: через цвет, форму, перспективу постепенно проявлялись такие музыкальные способности, как видение пространственной организации музыкального произведения, понимание и прочувствование темпа и ритма музыки, разнообразия музыкальных интонаций. Рисунки детей отличались нестандартностью ассоциаций и "первозданностью видения мира".

В процессе занятий мы отбирали оптимальные способы и методы активизации творческого мышления детей на примере аудиовизуальных, аудио-кинестетических, визуальнокинестетических и др. синестезий. Среди решаемых задач: помочь учащимся определить "родственные" средства выразительности музыкального и изобразительного образа; выявить элементарные эстетические формы рассматриваемых видов искусств и их взаимодействие на основе иррадиации; найти пути "перевода" музыкального (звукового) образа на язык изобразительных форм, исходя из психофизических механизмов возникновения музыкальной эстетической эмоции (абстрактное звуковое, беспредметное изобразительное, предметное изобразительное) и другие.

Несмотря на вводимый в уроки словарь синестезийных терминов (слов-ассоциаций), очевидно на первом этапе обучения выполнявший функцию сенсорных эталонов анализа музыкальных ощущений, учащиеся ЭК постепенно отошли от словаря "готовых" ассоциаций, используя собственные. Это естественный процесс развития детского воображения: переход от репродуктивных ассоциаций и ощущений к творческим.

Развитие творческих музыкальных способностей детей по аналогии с их онтогенезом и развитием ощущений (как в младенчестве) благоприятно сказался на сохранении врожденного механизма оперирования информацией, восходящего к первым образам восприятия действительности через ощущения.

Накапливание запаса собственных оригинальных образов ощущений на конечном этапе способствовало развитию музыкальной образной и словесной памяти, проявившись на последних итоговых занятиях в свободной ориентации учащихся в сфере основных музыкальных понятий, имен композиторов, названий музыкальных произведений, в узнавании фрагментов музыкальных произведений с первых нот.

Особенно интересно отметить способ фрустации учащихся в связи с творческими заданиями: в начале года проявляли себя дети с лидерскими задатками, к концу года заговорили дети интровертного типа, причем достаточно оригинально. Очевидно, что фрустация, возникающая в процессе творческого задания на развитие эмпирического опыта, менее болезненна для психики ребенка и позволяет ему самому "распоряжаться" собственными ассоциациями и самостоятельно выстраивать темп и скорость движения "внутри себя" по рождению художественного музыкального опыта.

На последних занятиях наметилась также тенденция поиска общей идеи в процессе групповой работы, особенно в заданиях по инструментальной импровизации и моделированию, причем дети стали чувствовать свои сильные стороны и объединяться вокруг заданий, "специализаций" игры на инструменте, наиболее близких зоне их актуального развития. Здесь хотелось бы более подробно остановиться на импровизации, как виде художественной деятельности, в достаточной степени эффективно развивающей музыкальные способности учащихся, в том числе продуктивное музыкально-образное мышление.

Из 34 учебных занятий по плану первого года обучения различные виды импровизации (пластической, ритмической, инструментальной, вокальной), в той или иной мере, нашли отражение в 24-х. Это, например, "программные" игры-импровизации на орф-инетрументах "В лесу" (раздел "Мир звуков", тема "Звуки и краски Природы"), "Гном-художник" (раздел "Мир музыки", тема "Музыка умеет подражать"), вокальная импровизация-игра "Закличка весны" (раздел "Мир музыки", тема "Изобразительность и выразительность музыки"), пластическая импровизация "Океан-море синее" на музыку из оперы "Садко" Н. Римекого-Корсакова (раздел "Мир музыки", тема "Музыка умеет подражать") и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Лингвистический компонент содержания обучения иностранному языку
Определить содержание обучения иностранному языку немыслимо без обращения к лингвистике - науке, занимающейся изучением языков как определенных кодовых систем. Люди пользуются языком (кодовой системой) для общения; они осуществляют коммуникацию с его помощью. Методика же изучает проблемы, связанные ...

Сценарий обрядовой Русской свадьбы
Молодых встречает фольклорный ансамбль и сваха. Сваха: Подплывает лебедь белая К Марии в беседу, съезжаются гости. У ворот на ёлке, у ворот на ёлке Слетаются пчёлки, слетаются пчёлки. Посмотреть, как Мария на свадьбу снаряжается. Фольклорный коллектив девушки уводят невесту от жениха, юноши уводят ...

Выявление степени изученности лингвистических терминов учащимися экспериментального класса
С целью проверки положений, изложенных в теоретической части исследования, была проведена опытно – экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования была МОУ СОШ № 34 г. Тула, 3 «Б» класс. Учебник русского языка по программе М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». Целью опытно - экспе ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru