Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Страница 5

В процессе наблюдения за импровизаторской деятельностью учащихся ЭК в условиях урока музыки нами была отслежена положительная: динамика не только формирования и развития творческого потенциала, приобретении детьми определенных умений и навыков свободного творческого самовыражения, но и создания креативной среды урока, что само по себе является важным фактом.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой сочетание некоторых параметров микросреды урока (а в ней, как правило, существуют дети с низкой регламентацией поведения), предметно-информационной обогащенности и образцов креативного поведения оказывает определяющее влияние на его креативность. Это может привести к тому, что слабо проявленные креативные свойства личности учащихся ЭК станут значительно более выраженными.

Наблюдение за формированием и развитием креативности происходило на уроках музыки в процессе музыкальных игр и выполнения творческих заданий. При подведении итогов мы учитывали оригинальность продукта деятельности и мотивационно-личностный фактор, отражающий мотивационную основу креативного поведения.

Среди заданий: сочинение небольшой сказки на предложенную учителем иллюстрацию (например, гном-художник с волшебными красками); озвучивание на музыкальных инструментах сочиненной детьми сказочной истории; сочинение сказки на прослушанную музыку (например, "Избушка на курьих ножках", "Гном" из "Картинок с выставки" М. Мусоргского); визуализация музыкальных образов в виде предметных рисунков ("Осенняя песня" П. Чайковского из "Детского альбома", "Весна" А. Вивальди из "Времен года"); фонизация ("звукооживление") на орф-инструментах рисунков с выбором адекватной музыкальной лексики (напр., "Гном-художник ").

Под характеристиками микросреды понимается предметно-информационная обогащенность, наличие образцов креативного поведения, степень, в которой микросреда регламентирует поведение.

При оценке уровня предметно-информационной обогащенности в ранжируемых микросредах учитывались такие параметры, как доступность выполнения задания, разнообразие в выборе средств (вербальных, художественно-коммуникативных) и степень легкости технического освоения элементарного музыкального инструментария.

В процессе занятий учащиеся ставились в ситуацию нежесткой регламентации поведения, предметной обогащенности, им предъявлялись образцы креативного поведения.

Обогащенность микросреды, например, достигалась благодаря разнообразию музыкального инструментария; многовариантности в выборе приемов звукоизвлечения на штабшпилях (звуковысотных ударных музыкальных инструментах: колокольчиках, металлофонах, ксилофонах) [86]; разнообразию техник исполнения рисунка (цветные карандаши, акварель, гуашь). Информационную обогащенность микросреды повышали за счет актуализации разномодальных способностей детей. Модель креативного действия реализовывалась учителем или его заместителями (например, детьми, обучающимися в музыкальной школе).

В процессе занятий было проведено тестирование учащихся ЭК и КК, которое показало следующие результаты развития основных умственных новообразований возраста (общих способностей) и креативных способностей детского мышления (тесты А. Зака й Э. Торренса) (см. таблицу)

Таблица результатов тестирования ЭКи КК

Класс

Основные умственные новообразования

Креативность способностей

ЭК на начало года

Анализ

Планирование

Рефлексия

Беглость

Оригинальность

Продуктивность

Разработка

40% высокий уровень. 60% средний

50% высокий уровень. 50% средний.

20% высокий. 60% средний 20% низкий

60% высокий уровень 40% средний

х=3 б. (большой разброс значений)

86% высокий уровень. 14% средний

85% высокий уровень 15% средний

ЭК на конец года

80% высокий уровень. 20% средний

60% высокий уровень. 40% средний

60% высокий уровень. 40% средний

85% высокий уровень. 15% средний

х=5 б. (рост однород- ности)

50% высокий уровень 50% средний

30% высокий уровень 70% средний

КК на начало года

60% высокий уровень 40% средний

50% высокий уровень 50% средний

60% высокий уровень 40% средний

35% высокий уровень 65% средний

х=3бб

40% высокий уровень. 60% средний

30% высокий уровень. 70% средний

КК на конец года

65% высокий уровень. 25% средний

70% высокий уровень. 30% средний.

70% высокий уровень. 30% средний

40% высокий уровень. 60% средний

х=4,5б

50% . высокий уровень. 50% средний

12% высокий уровень. 78% средний

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Поиски в области логики и программы системного исследования в педагогике
Реализация любого подхода в процессе познания, в том числе и системного, необходимо предполагает выстраивание определенных исследовательских шагов, позволяющих увидеть и исследовать предмет познания под тем или иным углом зрения. Методологическая программа системного подхода как четкие формальные н ...

Сравнительный анализ основных методических подходов к коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания
Педагогическая классификация выделяет ведущие механизмы языковых затруднений и нарушений у детей с дисграфией и предлагает пять главных педагогических стратегий ее коррекции, сочетать, разнообразить или индивидуализировать которые позволяет профессиональная подготовка и опыт логопеда. В процессе ло ...

Сравнительный анализ основных данных констатирующего и контрольного экспериментов
После завершения цикла занятий был проведен контрольный эксперимент. Рис. 3. Данные констатирующего и контрольного экспериментов по методике выявления уровня художественного восприятия. Как видно динамика по первому уровню в контрольной группе составила 25%, а в экспериментальной 20% По второму уро ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru