Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностические исследования когнитивного, операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов школьников

Страница 5

В процессе наблюдения за импровизаторской деятельностью учащихся ЭК в условиях урока музыки нами была отслежена положительная: динамика не только формирования и развития творческого потенциала, приобретении детьми определенных умений и навыков свободного творческого самовыражения, но и создания креативной среды урока, что само по себе является важным фактом.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой сочетание некоторых параметров микросреды урока (а в ней, как правило, существуют дети с низкой регламентацией поведения), предметно-информационной обогащенности и образцов креативного поведения оказывает определяющее влияние на его креативность. Это может привести к тому, что слабо проявленные креативные свойства личности учащихся ЭК станут значительно более выраженными.

Наблюдение за формированием и развитием креативности происходило на уроках музыки в процессе музыкальных игр и выполнения творческих заданий. При подведении итогов мы учитывали оригинальность продукта деятельности и мотивационно-личностный фактор, отражающий мотивационную основу креативного поведения.

Среди заданий: сочинение небольшой сказки на предложенную учителем иллюстрацию (например, гном-художник с волшебными красками); озвучивание на музыкальных инструментах сочиненной детьми сказочной истории; сочинение сказки на прослушанную музыку (например, "Избушка на курьих ножках", "Гном" из "Картинок с выставки" М. Мусоргского); визуализация музыкальных образов в виде предметных рисунков ("Осенняя песня" П. Чайковского из "Детского альбома", "Весна" А. Вивальди из "Времен года"); фонизация ("звукооживление") на орф-инструментах рисунков с выбором адекватной музыкальной лексики (напр., "Гном-художник ").

Под характеристиками микросреды понимается предметно-информационная обогащенность, наличие образцов креативного поведения, степень, в которой микросреда регламентирует поведение.

При оценке уровня предметно-информационной обогащенности в ранжируемых микросредах учитывались такие параметры, как доступность выполнения задания, разнообразие в выборе средств (вербальных, художественно-коммуникативных) и степень легкости технического освоения элементарного музыкального инструментария.

В процессе занятий учащиеся ставились в ситуацию нежесткой регламентации поведения, предметной обогащенности, им предъявлялись образцы креативного поведения.

Обогащенность микросреды, например, достигалась благодаря разнообразию музыкального инструментария; многовариантности в выборе приемов звукоизвлечения на штабшпилях (звуковысотных ударных музыкальных инструментах: колокольчиках, металлофонах, ксилофонах) [86]; разнообразию техник исполнения рисунка (цветные карандаши, акварель, гуашь). Информационную обогащенность микросреды повышали за счет актуализации разномодальных способностей детей. Модель креативного действия реализовывалась учителем или его заместителями (например, детьми, обучающимися в музыкальной школе).

В процессе занятий было проведено тестирование учащихся ЭК и КК, которое показало следующие результаты развития основных умственных новообразований возраста (общих способностей) и креативных способностей детского мышления (тесты А. Зака й Э. Торренса) (см. таблицу)

Таблица результатов тестирования ЭКи КК

Класс

Основные умственные новообразования

Креативность способностей

ЭК на начало года

Анализ

Планирование

Рефлексия

Беглость

Оригинальность

Продуктивность

Разработка

40% высокий уровень. 60% средний

50% высокий уровень. 50% средний.

20% высокий. 60% средний 20% низкий

60% высокий уровень 40% средний

х=3 б. (большой разброс значений)

86% высокий уровень. 14% средний

85% высокий уровень 15% средний

ЭК на конец года

80% высокий уровень. 20% средний

60% высокий уровень. 40% средний

60% высокий уровень. 40% средний

85% высокий уровень. 15% средний

х=5 б. (рост однород- ности)

50% высокий уровень 50% средний

30% высокий уровень 70% средний

КК на начало года

60% высокий уровень 40% средний

50% высокий уровень 50% средний

60% высокий уровень 40% средний

35% высокий уровень 65% средний

х=3бб

40% высокий уровень. 60% средний

30% высокий уровень. 70% средний

КК на конец года

65% высокий уровень. 25% средний

70% высокий уровень. 30% средний.

70% высокий уровень. 30% средний

40% высокий уровень. 60% средний

х=4,5б

50% . высокий уровень. 50% средний

12% высокий уровень. 78% средний

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве
Развитие живописи в России имеет свои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства. В произведениях искусства древнерусской живописи (иконах) конца XVII века уже встречается пейзаж, как фон: "Иоанн Предтеча с житием" - огромная фи ...

Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное»
Упражнение в дидактике определяется как планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества. Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на организацию репродуктивной деятельности учащихся, необходимой ...

Лингвистический компонент содержания обучения иностранному языку
Определить содержание обучения иностранному языку немыслимо без обращения к лингвистике - науке, занимающейся изучением языков как определенных кодовых систем. Люди пользуются языком (кодовой системой) для общения; они осуществляют коммуникацию с его помощью. Методика же изучает проблемы, связанные ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru