Методы основанные на монохудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 1

Данные методы преследуют две основные задачи:

развитие ценностных ориентаций личности ребёнка в музыке: эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование личностной потребности в восприятии музыки и музицировании (мотивационная направленность ребенка), способности к творческому самовыражению музыкальной креативности (вариативности, импровизации, сочинении).

выявление и формирование у детей музыкальных способностей: темпо-ритмическoro, звуковысотного, ладового чувства и отдельных параметров репродуктивного музицирования (вокального или инструментального).

Таким образом, в данной группе творческих заданий находит отражение целостная структура развития музыкальных способностей состоящая (по К.В. Тарасовой) из двух основных подструктур: 1) эмоциональной отзывчивости - базового компонента музыкальности и 2) познавательных музыкальных способностей - сенсорных (музыкальный слух: мелодический, тембровый, динамический, гармонический, чувство ритма), интеллектуальных (репродуктивное и продуктивное мышление, музыкальная память, музыкальное воображение) и частных (сенсомоторные исполнительские данные). Ниже рассмотрим особенности методов на конкретных творческих заданиях.

1. Интонационно-речевой метод.

а)Речевая игра. ("Таря-Маря", русская народная потешка) – речевая диалогическая игра для воспитания ритмического и интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое и жестовое сопровождение диалога, которое помогает рождению выразительной интонации.

Учитель рассказывает:

П.: Таря-Маря в лес ходила .

Д: В лес ходила? и т. д.

Последние две строчки можно сопровождать ритмичной или свободной аметричной игрой на любых шумовых инструментах. Очень выразительно здесь сопровождение ad libitum на ксилофонах с точным и активным исполнением ритма речи. Логичным продолжением этой речевой игры будет декламация детьми чепуховых потешек, дразнилок из русского фольклора. Каждому ребенку Можно выучить по две веселые строчки заранее и рассказать их на посиделках. Возможно, что-нибудь смешное вам удастся придумать вместе спонтанно.

Таря-Маря. Русская народная песня. Речевая игра

Кроко, Роко, Коко, Дил. (Слова В.Орлова) - речевая игра с инструментами. Вначале она разучивается как речевое упражнение со следующими учебными задачами: стабилизация ощущения метра, практическое освоение ритмических рисунков из восьмых и четверных, развитие чувства формы, подготовка к восприятию двухголосия, творческая игра звуками речи и инструментов. Учитель может использовать все предложенные варианты, а также придумайте свои. Если позволяет свободное пространство класса, после разучивания игры ее можно инсценировать. Двумя веревками определяются границы "реки", на берегу которой сидит "крокодил" с удочкой (палочка с веревкой 70 см, на конце которой с помощью внутреннего узелка закреплена коробочка от "киндера"). Ритмично декламируя первое четверостишие, дети двигаются вприпрыжку, сопровождая чтение звучащими жестами (игрой на инструментах). Во время чтения второго четверостишия на слова, произносимые tutti, дети запрыгивают в "речку", поддразнивая "крокодила" по-своему, ритмичными хлопками и точно вовремя выскакивая обратно. Крокодил пытается поймать их — осалить удочкой зазевавшихся, которые выбывают из игры.

Кроко-Роко. Вступление

б) "Интонационно-речевая живопись". Пение по линиям – своеобразный способ рисования голосом, возникающий от сочетания речи и пения, голосового скольжения (глиссандирования) и свободных певческих кластеров (звуковых пятен). Модели исполняются группой детей, сочетания голосов образуют произвольную кластерную линию. Педагог и дети моделируют рукой относительную высоту этой линии, управляют ее движением в пространстве. Интонационно-речевая деятельность подобного рода влияет на развитие пластичности, гибкости голоса, его диапазона, помогает осознать выразительность голосовых регистров и позволяет избежать нежелательного психологического дискомфорта от пения (особенно у детей с нарушением координации между голосом и слухом - "гудошников"), плавно и естественно подводя к точному звуковысотному интонированию (см. задание ниже).

2. Метод графического пения.

"Графическое пение" - следующая ступень в формировании у ребенка понимания звуковысотного движения – пение песенки, мелодия которой записана символами. По графической записи мелодии "Шли мы, шли" (см. пример) учащимся видна не только звуковысотная линия, но и ритмическая (четверти представлены более протяженной горизонтальной чертой). Два варианта песенки разделены нотным станом, на котором дети могут записать свои мелодии по мере выполнения задания. Задача заключается в том, чтобы ребенок подобрал ("сочинил") мелодию песенки, используя поступенное движение, и спел ее самостоятельно или с игрой на звуковысотных орф-инструментах (колокольчиках, металлофоне, ксилофоне). Подбор мелодии возможен не только от "до", "фа", "соль", т.е. по звукам диатонического звукоряда, но и от других звуков (уже на хроматических звуковысотных ударных инструментах). В последнем случае существенно указание учителя: если при подборе встретиться пластина хроматического звукоряда (на фортепиано – черная клавиша), то под чертой графика в этом месте следует сделать пометку (ею может быть черный вертикальный прямоугольник). В качестве демонстрационного варианта учитель может предложить учащимся исполнить мелодию "на себе". То есть пропевая какой-либо вариант, дети легонько шлепают себя по различным частям тела: коленям – животу – груди (либо по животу – груди – макушке), сохраняя заданный мелодический рисунок. Учитель может "посочинять" с учащимися мелодии в таком виде. Не нужно бояться неточностей и ошибок. Важно, чтобы дети получили удовольствие от пения и поняли, что способны сочинять.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Cущность личностно-ориентированного обучения на уровне теории и практики обучения в отечественной и зарубежной науке
В терминологическом плане корректнее было бы говорить о личностно-ориентированном образовании. Однако это вызвало бы значительную терминологическую путаницу и необходимость при каждом использовании термина "личностно-ориентированное образование" оговаривать контекст его использования, смы ...

Анализ эффективности программы «Социально – педагогической помощи семьям на устранение негативных детско – родительских отношений »
Для апробирования программы, на базе эксперимента была выбрана средняя общеобразовательная школа № 11 имеющая статус государственного образовательного учреждения. Цели, задачи и направления деятельности школы № 11. Целями школы является: достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физич ...

Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потреб ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru