Методы основанные на монохудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 2

3. Метод ритмизации текста (по графическому рисунку и нотной записи).

а). Ритмизация текста по графическому рисунку (см. пример ниже) известна и широко применима в практике работы над определением ритма в словах. Для начала берутся слова из двух слогов с ударением на первый слог и из четырех с ударением на третий. Первые читаются учащимися протяженно (и в дальнейшем они будут соединяться с длительностью четверти), вторые более свободно (в дальнейшем – восьмые). Слова из трех слогов осмысливаются с ритмической стороны немного позднее; в них ударный слог, соответствующий четверти, должен находиться в начале либо в конце слова. То есть дети на примере этих слов знакомятся с I – П и П – I (как вариантом ритмических формул – I – I и П – П). Для большей эффективности работы над ритмом часто используется скандированное чтение слов в сопровождении хлопков. Это немаловажный момент в работе, так как "речевой поток постоянно изменяющихся звуков только тогда может быть схвачен, воспринят и осознан как сообщение, когда слух разобьет его на …слоги" (Е. Назайкинский). Работу лучше всего проводить в виде последовательного и выборочного чтения слов из разных разделов. Необходимо детям самостоятельно подбирать слова, картинки, рисовать рисунки на определенную ритмоформулу. Чтение слов в ритме связано с ритмическими слогами. В наше практике работы мы использовали слоги "Та" и "ти" в виде закрепления их за длительностью, а не за долей.

б) Ритмизация текста по нотной записи (см. пример "Сонные стихи"). Дети должны ритмизовать текст хлопками, точно передав его настроение. Далее возможен перенос ритма на незвуковысотные ударные инструменты, которые учащиеся выбирают самостоятельно. Тембр звучания инструментов должен соответствовать воплощаемому образу (напр., треугольник).

4. Метод моделирования

а) Мелодическое моделирование. Модель представляет собой форму рондо, где рефреном служит песенная закличка. Её исполняют все дети. Партии солистов выбираются по желанию. Все они - "продавцы птиц, которые своим голосом стараются заманить покупателя к себе". С детьми можно экспериментировать в поисках интересных интонаций, регистров, характеров для яркого исполнения коротких речевых текстов. К каждому речевому мотиву добавлен ритмический, который исполняется шумовыми инструментами. Постоянным фоном при исполнении "Птичьего базара" может быть не только предлагаемое инструментальное остинато, но и звучание детских свистулек, дудочек и охотничьих манков. Интересной будет работа над этой моделью с многоголосным исполнением всех речевых мотивов одновременно. Звучание хора согласуется с показом дирижёра (учителя или ребёнка) говорить всем тише, громче, шептать и т. д. Дирижёр может вычленять из общей массы говорящих партии по своему желанию, а может и "покупать птичек", т. е. прекращать условным жестом речь кого-либо из детей. Чередуя пение и речь можно будет в итоге "закрыть" базар, так как "все птички будут куплены". Ещё одним вариантом работы над "Птичьим базаром" может быть чередование пения с многоголосным исполнением эпизодов. Многоголосие возникнет в результате последовательного наложения солирующих голосов друг на друга с остинатным повторением речевых мотивов. Остинатное исполнение речевого мотива каждого следующего эпизода должно звучать до появления первого соло. Выглядит это следующим образом:

Заклинка, 1-й эпизод - исполняется первое соло.

Заклинка, 2-й эпизод - исполняется второе соло, затем на его репризу накладывается первое соло.

2-е соло, повтор.

1 -е соло, повтор.

Заклинка, 3-й эпизод - исполняется третье соло, на его повторение накладывается второе соло и на репризное повторение второго - первое.

3-е соло, повтор, повтор.

2-е соло, повтор.

1 -е соло, повтор.

Заклинка, 4-й эпизод -4-е соло, повтор, повтор, повтор.

3-е соло, повтор, повтор.

2-е соло, повтор.

1 -е соло, повтор и т. д.

б) Ритмо-мелодическое моделирование. Основной текст этого стихотворения исполняется говорным пением, повторяя каждую фразу 2-3 раза. Второй голос вступает по знаку педагога либо его появление предварительно оговаривается. Из вариантов, предлагаемых для сопровождения на ксилофонах или металлофонах, дети выбирают по желанию любой мотив. Так как всё сопровождение звучит в пентатоническом звукоряде, опасность ошибок исключена. С учащимися можно подобрать иные инструменты для сопровождения этих стихов. Ими могут быть стеклянные предметы, звуки детских арф или глиссандо на металлофоне, игра на струнах фортепиано, шелест листов бумаги, звукоизобразительные слоги "динь", "день", "эль", щелчки пальцами, игра щелчками по пластинкам ксилофонов и металлофонов, негромкое прикосновение к оркестровой тарелке и т. д. Пригодным для такого аккомпанемента может быть всё, что поможет созданию прозрачного, светлого настроения пробуждающейся Природы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Влияние педагогического общения на межличностные отношения подростков
межличностный отношение подросток коллектив эмоциональный Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление вни ...

Учащиеся, их состав и успеваемость
Несмотря на трудности, с которыми пришлось сталкиваться средним учебным заведениям, их положение постепенно улучшалось и становилось всё более устойчивым. Одним из показателей устойчивости является постепенный рост числа учащихся в этих заведениях. К 1 января 1891 г. в четырёх мужских гимназиях был ...

Школьный урок и его влияние на положительное развитие ребенка
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru