Методы основанные на монохудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 3

в) Интонационно-мелодическое моделирование по мимическим образам (см. пример ниже). Предварительно учащимся предлагается найти интонации соответствующие каждому мимическому образу и записать их нотами. В следующем задании дети пытаются сочинить мелодии на основе мимических рисунков.

5. Метод импровизации.

а) Инструментально-речевая импровизация ("Ранним утром", см. пример ниже). Импровизационно-творческое задание на создание коллективного звукового аккомпанемента к тексту. Звуковая форма всего произведения является подвижной, летящей с изменениями и перепадами динамики, характеров и состояний. С детьми на орф-инструментах сочиняются мелодии к каждой речевой фразе с выбором лучшего варианта для исполнения его всеми.

"Дождик накрапывает" - игра-импровизация с орф-инструментами в пентатонике. Каждый учащийся берет инструмент. Учитель показывает по очереди каждому участнику музицирования по четыре метрических пульса (сыграть четыре звука на инструменте) без пауз, в одном темпе. Необходимо помнить, что главное здесь - игра звуками, поэтому неизбежные вначале неточности в метре не должны омрачать радости игры. Когда дети будут легко справляться с четырьмя пульсами подряд, задание можно усложнить. Можно предложить играть по два звука без пауз, стараясь не пропустить время своего вступления. Следует обратить внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, прислушиваясь к звучанию каждого инструмента. Группа из нескольких человек (оставшихся без музыкальных инструментов) декламирует на фоне музыки дождика следующее стихотворение:

Мелкий дождик моросит

Кап, кап, кап, кап - (щелчки пальцами по очереди каждой рукой).

В листьях сада шелестит

Кап, кап, кап, кап

Мокнет мяч у ворот

Кап, кап, кап, кап

Мокнет поле, огород

Кап, кап, кап, кап

(В. Степанов)

б) Вокально-инструментальная импровизация "Осенняя гамма". Эта небольшая модель открывает для учащихся возможность попробовать спонтанно импровизировать, так, как они могут это делать. Простейшая импровизация будет заключаться в ритмизации и индивидуальной вокализации названий нот гаммы. Учитель предлагает детям угадать, какую ноту нужно спеть и сыграть на инструментах после того, как он прочтет очередную строчку стихотворения. Позднее можно поиграть с нотами по-другому: найти слова, в которых они прячутся, и спеть их на одном звуке. Например: до-до-домик, до-до-дождик, до-до-долька, до-до-помидоры; до-до-тэйквандо; ми-ми-милая, ми-ми-мишка, ми-ми-мишура; ля-ля-лягушонок, ля-ля-земля, ля-ля-склянка, ля-ля-труля-ля и т.д. Дети подходят к инструментам по очереди (или по желанию). Кажущаяся такой простой, она может повторяться, усложняясь, много раз: спеть ноту на заданный педагогом ригмический мотив, на протяжении всей игры сохранить единое метрическое движение без пауз между играющими, спеть ноту, слово и украсить их движением.

"Дед Мороз" (стихи М. Клоковой). Озвучивание текста по графическим знакам, спонтанная импровизация на инструментах. Учитель читает детям стихотворение и предлагает подумать, какие инструменты лучше выбрать для его озвучивания. Они вначале могут звучать после выделенных слов, а когда дети хорошо познакомятся с текстом, то вместе с ним. Каждый учащийся может зарисовать в тетради для творческих работ свою "партию": на чем и как ее сыграть. Следует обратить внимание на варьирование ритма при декламации стиха. Здесь приведена только одна из множества возможных ритмических комбинаций, которые могут быть найдены и использованы при повторных исполнениях модели.

Надо сказать, что графические обозначения могут быть многосмысловыми и обозначать различные характеристики звуков: один и тот же знак может быть истолкован как характеристика тембра, соответственно которому нужно подобрать инструмент, как способ игры на инструменте, как характеристика движения звуков и т.д. Графические символы могут быть придуманы для различных инструментов и затем использоваться для составления простейших тембровых партитур, в которых фиксируется последовательность игры инструментов, а также может моделироваться динамика и фактура в самом общем виде.

Можно нарисовать любую подобную партитуру на большом листе и предложите детям ее озвучить. Если за знаками зафиксировано звучание определенного инструмента, учащиеся могут изобретать различные способы игры на них, стараясь найти оригинальное звучание. Партитуры предполагают озвучивание графической записи в самых разнообразных вариантах. Здесь не может быть "правильно" или "неправильно". Пути перевода знаков в звуки и звуков в знаки множественны. Любой вариант принимается как возможный. Учитель должен поговорить с детьми о различных и неповторяющихся путях озвучивания одной и той же записи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Самостоятельная работа и дидактические принципы ее организации
Анализ работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, Манвелова С.Г. и др., показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно. Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия у ...

Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
Сегодня сложились разные подходы к предъявлению историко-культурного материала в школе, но на практике он обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития. Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать у учащихся полноценный образ эпохи невозможно. ...

Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
Главная задача здоровьесбережения - включить каждого учащегося в систематические занятия физической культурой и спортом. И поэтому для увеличения двигательной активности учащихся нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа. Туринский многопрофил ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru