При ориентации на концепт вторичной языковой личности и, следовательно, на необходимость формирования у учащегося межкультурной коммуникации важно, чтобы чужая культура была включена в реальный жизненный процесс учащегося в результате расширения границ его индивидуального межкультурного опыта.
Таким образом, межкультурная составляющая есть принципиально новая онтология современной теории обучения иностранным языкам, которая самым естественным образом диктует необходимость поиска новых психолого-педагогических и методических решений, направленных на «расширение» рамок учебного процесса за счёт «выхода» учащегося в реальный межкультурный контекст общения.
Учитель должен помочь учащемуся осознать приобретаемый опыт межкультурного общения. Следовательно, и учащийся, и учитель должны иметь полное представление о тех возможностях, которыми обладают учебная группа, школа, регион для создания условий формирования межкультурной коммуникации как внутри страны, так и за её пределами:
- участие в проектах, в том числе организуемых с помощью новых телекоммуникационных и информационных технологий (межшкольных, внутришкольных, межрегиональных, общеевропейских);
- зарубежные поездки (туризм, культурно-образовательные обмены, учёба за рубежом);
- переписка (почта, Интернет, электронная почта).
Процесс формирования межкультурной компетенции учащегося призван расширить его общий кругозор и общую компетенцию. Учебный процесс, нацеленный на становление способности к аутентичному межкультурному общению, должен рассматриваться как процесс приобретения учащимися индивидуального опыта общения с чужой лингвокультурой. Это значит, что содержанием данного процесса выступает «чужой мир» и иностранный язык является в данном случае средством «изображения» этого мира.
Результатом любого языкового образования должна явиться сформированная языковая личность, а результатом образования в области иностранных языков – вторичная языковая личность как показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации. Давайте разберёмся в понятие «языковая личность». В понимании лингвиста языковая личность есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (имеются в виду говорение, аудирование, письмо и чтение), а с другой - по уровням языка, т.е. фонетике, грамматике и лексике.
Языковая личность имеет уровневую организацию. Человек в своём речевом развитии постепенно переходит от более низкого уровня языковой личности к более высокому. Так, например, в свете концепции Ю.Н. Караулова языковая личность складывается из трёх уровней:
нулевого уровня – вербально-семантического, или лексикона личности, понимаемого в широком смысле, и включающего фонетические и грамматические знания личности;
первого уровня – логико-когнитивного, представленного тезауросом личности, в котором запечатлён «образ мира» или «система знаний о мире».
второго уровня - уровня деятельностно-коммуникативных потребностей, отражающего прагматикон личности, т.е. систему целей, мотивов, установок и интенциональностей личности.
Статьи по теме:
Особенности работы с детьми-олигофренами
Психическая деятельность человека обеспечивается взаимосвязью и взаимодействием всех психических функций: сознания, внимания, восприятия, воли, памяти, эмоций, мышления. Нарушение какой-либо из них сказывается на других психических функциях и, следовательно, на всей психической деятельности. Катего ...
Возрастные особенности и потребности в организации досуговой деятельности
различных групп взрослого населения
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и предпочтительные формы проведения свободного времени. Получить дополнительное, не профессиональное образование с целью удовлетворения своих потребностей в самореализации, взрослые могут в свободное от работы время, в ч ...
Виды воображения
Авторы
учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999)
выделяют следующие виды воображения. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рожда ...