Межкультурная компетенция как показатель уровня сформированности вторичной языковой личности

Аналитическое образование » Методика использования учебных видеофильмов на уроках английского языка » Межкультурная компетенция как показатель уровня сформированности вторичной языковой личности

Страница 2

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может быть только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражение индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряжённых актов» (Б.Р. Ломов).

Начиная с середины 1980-х годов интенсивно разрабатываются идеи интегрирования культуры в теорию и практику преподавания предмета. Однако если в этот период данные идеи увязываются с разработкой проблемы коммуникативной компетенции, то уже в 1990-е годы в методический «обиход» уверенно входят понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурное обучение». Именно в эти годы коммуникативная методика переходит в новый этап своего развития, связанный с поиском путей взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и когнитивного развития учащегося. Данный этап предполагает актуализацию личности последнего на основе познания им чужой для него действительности и восприятия иной культуры.

Факторы, обусловливающие актуальность и неизбежность обращения к идеям межкультурного обучения:

- лингвоэтнокультурная самоидентификация личности;

- международное сотрудничество и контакты людей, в том числе в повседневной коммуникации;

- геоэкономический мир и постнациональная реальность (геокультурные миры и транснациональная реальность);

- поликультурная реальность, мультилингвальный контекст;

- межкультурный обмен, в том числе с помощью новых информационных и коммуникационных технологий.

Межкультурная коммуникация рассматривается как процесс общения (вербального и невербального) между коммуникантами, являющимися носителями разных культур и языков, или иначе – совокупность специфических процессов взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам и языкам. Речь о межкультурной коммуникации можно вести лишь тогда, когда партнёры по общению не только принадлежат к разным к лингвоэтнокультурам, но и осознают факт «чужеродности» друг друга.

Весь период развития коммуникативного подхода доказал, что умения взаимодействовать на межкультурном уровне должны формироваться специально и что, если этого не делать, коммуниканты как бы заранее «запрограммированы» на конфликт непонимания.

Обращение к межкультурной коммуникации повлекло за собой смену дидактической парадигмы и значительные концептуальные изменения в понимании процессов овладения иностранным языком, а отсюда и обучения этому языку.

Вторичная языковая личность должна обладать сформированной способностью реализовывать иноязычные лексико-грамматические конструкции, соответствующие нормам коммуникативной деятельности индивида иной лингвоэтнокультурной общности и иной национальной языковой картины мира. Речь идёт о способности, позволяющей личности реализовать себя в рамках диалога культур, т.е. в условиях межкультурной коммуникации. Данную способность называют межкультурной компетенцией. Её становление осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития культурного опыта человека, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Игра «Овощной магазин». Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. ...

Анализ результатов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В процессе работы по развитию ручной и артикуляторной моторики, предусматривающей формирование кинетической и кинестетической основы движений, дети научились уточнять состав двигательного акта, осуществлять кинестетический анализ и синтез ручных и артикуляторных движений, превращать отдельные двига ...

Формы записи высказываний. Алгоритмические способы решения логических задач
Элементарные высказывания в логике высказывания рассматриваются как не расчленяемые "атомы", а составные высказывания - как "молекулы'', образованные из "атомов" применением к ним логических операций. Логика высказываний интересуется единственным свойством элементарных выск ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru