Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может быть только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражение индивидуально-личностных особенностей общающихся.
Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряжённых актов» (Б.Р. Ломов).
Начиная с середины 1980-х годов интенсивно разрабатываются идеи интегрирования культуры в теорию и практику преподавания предмета. Однако если в этот период данные идеи увязываются с разработкой проблемы коммуникативной компетенции, то уже в 1990-е годы в методический «обиход» уверенно входят понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурное обучение». Именно в эти годы коммуникативная методика переходит в новый этап своего развития, связанный с поиском путей взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и когнитивного развития учащегося. Данный этап предполагает актуализацию личности последнего на основе познания им чужой для него действительности и восприятия иной культуры.
Факторы, обусловливающие актуальность и неизбежность обращения к идеям межкультурного обучения:
- лингвоэтнокультурная самоидентификация личности;
- международное сотрудничество и контакты людей, в том числе в повседневной коммуникации;
- геоэкономический мир и постнациональная реальность (геокультурные миры и транснациональная реальность);
- поликультурная реальность, мультилингвальный контекст;
- межкультурный обмен, в том числе с помощью новых информационных и коммуникационных технологий.
Межкультурная коммуникация рассматривается как процесс общения (вербального и невербального) между коммуникантами, являющимися носителями разных культур и языков, или иначе – совокупность специфических процессов взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам и языкам. Речь о межкультурной коммуникации можно вести лишь тогда, когда партнёры по общению не только принадлежат к разным к лингвоэтнокультурам, но и осознают факт «чужеродности» друг друга.
Весь период развития коммуникативного подхода доказал, что умения взаимодействовать на межкультурном уровне должны формироваться специально и что, если этого не делать, коммуниканты как бы заранее «запрограммированы» на конфликт непонимания.
Обращение к межкультурной коммуникации повлекло за собой смену дидактической парадигмы и значительные концептуальные изменения в понимании процессов овладения иностранным языком, а отсюда и обучения этому языку.
Вторичная языковая личность должна обладать сформированной способностью реализовывать иноязычные лексико-грамматические конструкции, соответствующие нормам коммуникативной деятельности индивида иной лингвоэтнокультурной общности и иной национальной языковой картины мира. Речь идёт о способности, позволяющей личности реализовать себя в рамках диалога культур, т.е. в условиях межкультурной коммуникации. Данную способность называют межкультурной компетенцией. Её становление осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития культурного опыта человека, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности.
Статьи по теме:
Результаты исследования психологических особенностей взаимодействия с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения родителей
По проведённым методикам «Тест школьной тревожности» Филипса, тест «Прогрессивные матрицы» Равена, были получены следующие результаты. По методике « Изучение учебной мотивации школьников» М.И Лукьянова, Н.В. Калинина среди воспитанников детского дома выявлено: с очень высоким уровнем мотивации обуч ...
Законодательство, регулирующее отношения религиозных конфессий и армии
Отношения различных конфессий и Вооруженных Сил строится прежде всего на указаниях руководящих документов - таких как Конституция РФ, закон О статусе военнослужащих и другие. В соответствии с Конституцией РФ (ст.14) 1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавлив ...
Анализ результатов коррекционной работы с детьми
старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В процессе работы по развитию ручной и артикуляторной моторики, предусматривающей формирование кинетической и кинестетической основы движений, дети научились уточнять состав двигательного акта, осуществлять кинестетический анализ и синтез ручных и артикуляторных движений, превращать отдельные двига ...