Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека

Аналитическое образование » Познавательная деятельность человека » Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека

Страница 3

Таким образом, познавательный процесс есть продукт взаимодействия субъекта и объекта. Такое понимание познавательного процесса приводит к важному философскому выводу.

Само научное познание и его результат имеют объективные и субъективные характеристики, производные соответственно от объекта и субъекта познания.

Следствие философского вывода: по значимости субъективных и объективных компонент познания можно более четко разграничить основные его виды:

а) научное познание стремится максимально элиминировать (устранить) субъективный компонент знания; научный результат тем чище, тем ближе к объективной истине, чем больше из нее устранены мотивы и цели познания, особенности социального заказа, различные условия и обстоятельства. Например, применительно к знаменитой теореме не имеет никакого отношения, кем был сам Пифагор, к какому сословию он принадлежал, какие философские и социальные идеи провозглашал. Теорема лишь в объективной форме фиксирует соотношение суммы квадратов катетов и квадрата гипотенузы. Все остальное в науке, как говорится, от лукавого.

б) философское познание не может элиминировать субъекта, поскольку оно является мировоззрением человека, субъекта и трактуется как знание человека о мире. Но это знание субъективным не назовешь. Субъективное - есть синоним индивидуально-личностного, иногда предвзятого, а поэтому однобокого и иллюзорного. Философское знание - субъектное по своей природе. Субъект здесь рассматривается не как индивидуальный человек со всеми особенностями его характера, привычек, индивидуальной психики. Он - субъект познания, элемент познавательной ситуации, противоположный объекту. Квалифицируя человека как субъекта познания, философия абстрагируется от индивидуально-личностных особенностей разных людей и рассматривает их лишь как способных отражать свойства субъекта;

в) индивидуальное познание, согласно трактовке особенностей познавательного процесса, как раз и является субъективным, основанным на представлении предметов объективного мира, личных познавательных способностях конкретного человека.

Подобный вывод о субъективных и объективных характеристиках познавательного процесса имеет значение, когда объект познания представляет бой природный феномен. Несколько по-иному представляется там, где объектом познания является человеческое общество или сам человек.

Философский вывод: особенностью взаимодействия субъекта и объекта в социальной сфере является то, что субъект и объект совпадают; для субъекта та объектом познания является он сам; либо человек сам себя познает, либо общество стремится самопознанию.

Следствия философского вывода:

2 социальное познание имеет специфические черты, связанные с полным или частичным отождествлением субъекта и объекта познания;

3 особенность такой познавательной процедуры заключается в том, что существенным фактором познания являются субъектные и субъективные характеристики;

4 субъектные параметры - суть характеристики объекта (общества или человека) в их общезначимом выражении;

5 субъективные параметры связаны с ролью субъективного фактора: воли, социальной и индивидуальной психики, социальных и индивидуальных феноменов веры, убеждений, стереотипов мышления и поведения, индивидуально-личностные характеристик такого объекта, каким является общество, социальная группа, индивид;

6 социальные законы, в отличие от природных, большей степени имеют статистический, вероятностный характер.

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Проблема межличностных отношений в детской группе в психолого-педагогической науке
Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его человеческих отношений к людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека [44, 3]. Именно эти отношения р ...

Заучивание стихов наизусть как прием приобщения детей к чтению
Рекомендации по заучиванию стихов наизусть стали давать еще в XVIII в. (И.И. Бецкой), и до сих пор этот процесс и методика его проведения, требующие постоянного внимания и совершенствования, интересны педагогам, психологам, практическим работникам. Например, формы разучивания стихотворений, предлож ...

Развитие культуры и образования в период феодальной раздробленности и культурной изоляции
В XIV—XV вв. в среде посадского населения Новгорода, Пскова, а затем и Москвы появляются еретические движения, получившие название движения стригольников и жи-довствующих. Основателем первого являлся дьякон Карп, бывший, по-видимому, одновременно цирюльником. О взглядах стригольников можно судить п ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru