Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека

Аналитическое образование » Познавательная деятельность человека » Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека

Страница 2

О состоянии познания и практики:

В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд.

Роль практики в процессе познания:

1. Практика - источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.

2. Практика - цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.

3. Практика - критерий истинности человеческих знаний. Но этот способ проверки истинности знаний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.

Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура).

Восприятие - целостный образ предмета или явления.

Представление - сохранение образов предметов в памяти.

Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.

Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение.

Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.

Суждение - связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение - связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.

Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.

Обе ситуации познания тесно связаны между собой.

Процессу познания присущи некоторые противоречия:

1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостаточных знаниях о нем.

2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.

3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.

4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

Итак, философия рассматривает процесс познавательной деятельности человека как процесс отражения. Познание в идеальной форме воссоздает предметы и процессы объективной реальности. Для реконструкции этого процесса требуется осмысление основных категорий процесса познания как отражения. Ими, прежде всего, являются категории объекта и субъекта познания.

Под объектом познания понимается весь окружающий человека мир, все, что находится за пределами его сознания. В более узком смысле является не весь мир, а та его часть, на который направлена познавательная и предметно-преобразующая деятельность человека.

Субъектом познания в широком смысле является все человеческое общество, осуществляющее познавательную деятельность. Эта характеристика касается всех живших на земле и ныне живущих. Продукт познавательной деятельности тех, кто жил раньше, продолжает оставаться в предметном поле научного познания как совокупность гипотез, версий, приближений к истине и даже заблуждений, которые предохраняют от того. Чтобы повторять их еще раз.

В узком смысле субъектом познания является конкретный человек, исследователь или группа людей, осуществляющая совместную познавательную деятельность.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Изучение уровня сформированности патриотизма и гражданственности школьников среднего звена
Экспериментальная работа по формированию патриотизма и гражданственности школьников среднего звена включила в себя три этапа. Констатирующий эксперимент. Цель: выявление исходного уровня сформированности патриотизма и гражданственности школьников среднего звена, а также педагогов и родителей. Форми ...

Типология учебных фильмов
Поскольку по дидактическим целям и возможностям эти аудиовизуальные средства обучения практически одинаковы, а различаются они лишь по техническим носителям, то целесообразно их рассматривать как единое понятие - учебные кино- и видеофильмы. К тому же учебное кино за последние годы почти полностью ...

Конструктивное знание
Основное внимание уделяется не «дисциплине» или «программе», а личности человека (обучающегося), причем сообщаемое знание должно побуждать личность к изменениям. Поэтому конструктивное знание иногда называют преобразовательным. Почему «конструктивное»? - Обучающийся самостоятельно конструирует смыс ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru