Воспитание художественно-творческих навыков по Бакушинскому

Аналитическое образование » А.В. Бакушинский и его вклад в развитие художественного образования » Воспитание художественно-творческих навыков по Бакушинскому

Страница 4

Педагогически работа детей с бросовым материалом во всех отношениях очень существенна. Она пробуждает легко творческий почин в самых вялых детях разнообразием средств и возможностей. Она приучает сразу к богатству материалов и ставит сложные задачи их соотношений, не выходя из пределов того, что посильно детям. Художественно она дает не менее богатую скалу впечатлений от поверхностей («фактурных») цветных, объемных и линейных. Она приучает детей к художественной организации этих элементов и связанных с ними впечатлений и в процессе производственного их использования, и в процессе игры, – бескорыстного художественного любования.

В заключение необходимо сказать о формально-художественном моменте в детских строительных работах. Чувства художественной формы не следует усиливать искусственно, тем менее – направлять. В конечном счете наиболее художественной, эстетически приемлемой окажется форма наиболее целесообразно и экономно построенная. И эта формула особенно хорошо и непосредственно чувствуется детьми, руководит их инстинктивным выбором, наказывает за отступление разрушением сделанного. Только таким путем происходит в ребенке естественная и плодотворная борьба с необузданностью его конструктивных и декоративных замыслов. Всякое эстетизирующее, художественно направляющее воздействие педагога в этом возрасте я считаю не только ненужным, но и вредным. Ребенок в этой области больше, чем во всякой другой, имеет неоспоримое право быть самому себе судьей.

Объемно-пластическое творчество. (Детская лепка и скульптура)

В предыдущей главе уже говорилось о тех материалах и процессах, связанных с их обработкой, которые являются общими как для детского строительства, так и для детской лепки-скульптуры. Здесь нам необходимо отметить лишь то, что является свойственным преимущественно данной разновидности детского творчества.

Различия начинаются с того момента, когда ребенок сознательно начинает определять свою задачу или как пространственную, – пользуясь материалами для организации пространства, – или как объемно-пластическую, в собственном смысле, – пользуясь теми же материалами для организации объемов.

Сосредоточение творческого внимания на построении и обработке объемов приводит, как выяснено выше, к особым формам изобразительности.

Это – или изображения вещей, предметов неодушевленных, или – изображения живых существ.

В первом случае устанавливается долго неотделимая и прочная связь с детским строительством и ручным трудом. Здесь изобразительность имеет место только в начальном периоде. Позднее внимание ребенка и творческая потребность обращается к деланию реальных вещей.

Второе направление приводит к скульптурно-пластическому изображению вещей, к тому, что именуется скульптурой, в узком смысле слова, – вне зависимости от способа обработки материала.

Первое направление выдвигает на первой план требования полезности сделанной вещи. В связи с задачей утилитарной предъявляются к вещи и особые требования порядка конструктивного. Ее построение должно соответствовать возможностям ее всестороннего использования в рамках предъявляемых к вещи утилитарных запросов. Вещь особенно должна быть рассчитана на прочность. Отсюда – строгий выбор соответствующих материалов, использование каждого материала до конца, во всех его свойствах – положительных и отрицательных. Применение и соединение разнообразных материалов также обусловливается, в первую очередь, требованиями прочности и утилитарных удобств. Эстетические мотивы здесь не господствуют. Они являются лишь формальным коррективом, нередко совпадающим с требованиями утилитарной конструктивности. Но этого совпадения может и не быть. Может быть, напротив, значительное расхождение. И перевес окажется на стороне утилитарности.

Там, где элементы утилитарности уравновешены с отношениями художественно-формальными, мы получаем вещь, одновременно оправданную и утилитарно и эстетически-бескорыстно. В продуктах детского творчества и в детском отношении к ним это бывает очень часто. Все переплетается в первичной завязи примитивного жизнеощущения, примитивного отношения к миру и его вещам. Прототип такого отношения – детская игра. В ней органически соединены оба порядка отношения к объектам и творческого действия и переживания.

В игре вещи изображаемые превращаются в игрушки, – вещи условно утилитарные и вместе с тем доставляющие художественное переживание большой силы и остроты. В игре таинственно живет и проецируется древнее переживание акта жизни, как священнодействия, как церемонии, где все одновременно реально и нарочито, все – действительное событие и в то же время – символ, игра, образ, намекающий на что-то большее. В этом индивидуальном действии таится общее, та идея – образ, которая владеет примитивным сознанием, как знак первичных обобщений восприятия мира. Игрушка есть также осязаемый, первичный символ – замена живого существа, реальной вещи, имеющей значение не в игре, а в действительной жизни. Игрушка – первичный символ овладения вещностью мира, его материальной, прежде всего осязаемой данностью. Поэтому игрушка есть первая скульптура, первая вещь, в которой и реальность трехмерности и символизм изображения сочетаются, создавая в игре ребенка с игрушкой символизм действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Разработка тембрального диапазона
Сначала используются так называемые “кричалки". Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срыву голоса. Во время произнесения “кричалки" в ...

Здоровьесберегающие технологии
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и при ...

Организация исследовательской деятельности
К любой научно-исследовательской деятельности предъявляются определенные требования. Исследовательская работа совсем не обязательно должна быть экспериментальной, это может быть и работа только с литературными источниками. Тогда что же считается исследованием? Вкратце можно сказать, что в результат ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru