Обследование моторики органов артикуляционного аппарата направлено на изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата и включает исследование двигательных функций органов артикуляционного аппарата, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.
Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата
Таблица 3
Прием |
Содержание задания |
Характер выполнения |
1. Исследование двигатель ной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу |
а) сомкнуть губы; б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу под счет до 5; в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5; г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5; д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу по счет до 5; е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу; ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу; ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю; з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п». |
-сомкнул губы; - выполнил напряжённо, неестественно; - выполнил; - выполнил напряжённо; - выполнил напряжённо, наблюдается тремор нижней губы; -не мог удержать позу; -выполнил с напряжением; - выполнил, но не качественно; -выполнил. |
Отмечаются: диапазон движений невелик; чрезмерное напряжение мышц; наличие тремора, активность участия правой и левой сторон губ одинаковые. | ||
2.исследование двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции |
а) широко раскрыть рот при произношении звука и закрыть; б) сделать движение челюстью вправо; в) сделать движение влево; г) выдвинуть нижнюю вперед |
-выполнил; -не может выполнять; - не может выполнять; -выполнил с трудом; |
Отмечаются: движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора; выполнение некоторых движений движение не удается. | ||
3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции |
а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5; б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5; в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; г) сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким); д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку; е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам; ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость; ж) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (учитель) поддерживает рукой спину ребенка) |
- выполняет, но наблюдается дрожание языка; -выполняет напряжённо, наблюдается дрожание языка; --выполняет, но не очень точно; -выполняет, но не очень точно; - выполняет; -выполняет, но быстро истощается; -выполняет не очень точно; - язык не удерживается в указанном положении. |
Отмечаются: движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, неточно; имеется тремор; не удерживается язык в определенном положении. | ||
4. Исследование двигательной функции мягкого неба |
а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается) б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс) в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи |
-движение незначительное; - шпателя боится -не может выполнить; |
Отмечаются: объем движения ограничен; наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески; | ||
5. исследование продолжительности и силы выдоха |
а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.) б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. |
-нет продолжительности выдоха; -выполнил, но резким, укороченным выдохом. |
Отмечаются: укороченный выдох |
Статьи по теме:
Проектирование работы по развитию скоростно-силовых способностей у детей с
отклонениями в поведении посредством подвижных игр
Из проведенного исследования видно, что дети с отклонениями в поведении действительно имеют низкий уровень сформированности скоростно-силовых способностей, поэтому необходимо проводить коррекционную работу. Данная работа может проводиться на занятиях, в повседневной жизни, на прогулке также в индив ...
Упражнения, направленные на развитие навыков и умений использования
грамматики
В методике приняты следующие основные типы упражнений, направленных на развитие навыков и умений использования грамматики. 1. Имитационные упражнения. Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в ...
Обследование состояния органов артикуляционного аппарата
Изучение состояния, органов артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата ученика 2 класса Гиздуллина Марата Кашиповича До обследования состояния артикуляционного аппарата проводило ...