Обследование моторики органов артикуляционного аппарата

Аналитическое образование » Нарушение звукопроизношения у умственно отсталых детей » Обследование моторики органов артикуляционного аппарата

Страница 1

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата направлено на изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата и включает исследование двигательных функций органов артикуляционного аппарата, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.

Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата

Таблица 3

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

1. Исследование двигатель ной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу

а) сомкнуть губы;

б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу под счет до 5;

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5;

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5;

д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу по счет до 5;

е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу;

ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу;

ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;

з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п».

-сомкнул губы;

- выполнил напряжённо, неестественно;

- выполнил;

- выполнил напряжённо;

- выполнил напряжённо, наблюдается тремор нижней губы;

-не мог удержать позу;

-выполнил с напряжением;

- выполнил, но не качественно;

-выполнил.

Отмечаются: диапазон движений невелик; чрезмерное напряжение мышц; наличие тремора, активность участия правой и левой сторон губ одинаковые.

2.исследование

двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот при произношении звука и закрыть;

б) сделать движение челюстью вправо;

в) сделать движение влево;

г) выдвинуть нижнюю вперед

-выполнил;

-не может выполнять;

- не может выполнять;

-выполнил с трудом;

Отмечаются: движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора; выполнение некоторых движений движение не удается.

3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5;

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5;

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

г) сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким);

д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку;

е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам;

ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость;

ж) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (учитель) поддерживает рукой спину ребенка)

- выполняет, но наблюдается дрожание языка;

-выполняет напряжённо, наблюдается дрожание языка;

--выполняет, но не очень точно;

-выполняет, но не очень точно;

- выполняет;

-выполняет, но быстро истощается;

-выполняет не очень точно;

- язык не удерживается в указанном положении.

Отмечаются: движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, неточно; имеется тремор; не удерживается язык в определенном положении.

4. Исследование двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс)

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

-движение незначительное;

- шпателя боится

-не может выполнить;

Отмечаются: объем движения ограничен; наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески;

5. исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.)

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

-нет продолжительности выдоха;

-выполнил, но резким, укороченным выдохом.

Отмечаются: укороченный выдох

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Организация и методы исследования
По классификации Ю. К- Бабанского к первой группе методов (организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности) относятся следующие методы: — словесные, наглядные и практические (перцептивный чувственный аспект структуры познания); — индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетиче ...

Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонение в поведении
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...

Педагогические условия развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Изучение учебно-воспитательного процесса, организуемого в группе, позволило нам выявить следующие проблемы: недостаточное использование потенциала старшего дошкольного возраста в формировании толерантности; недостаточное целевое использование потенциальной возможностью социально – культурной деятел ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru