Обследование моторики органов артикуляционного аппарата

Аналитическое образование » Нарушение звукопроизношения у умственно отсталых детей » Обследование моторики органов артикуляционного аппарата

Страница 2

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений

Таблица 4

Содержание задания

Характер выполнения

1. Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.

2. Широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы.

3. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.

4. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.

5. Положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот.

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», па-ка-та», «пла-плу-пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра»

-трудно удаётся переключение с одной артикуляционной позы

на другую;

-выполняет по показу;

-выполняет правильно;

-не удаётся поднять кончик языка к верхним зубам;

-подёргивание языка, не удаётся точное выполнение пробы;

-выполняет осторожно, неуверенно.

Отмечаются: правильное выполнение одной пробы; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; нарушение плавности движений; напряженность языка, подергивание языка; нелегко удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой

Выводы: движения артикуляционного аппарата пассивные; объем движений неполный; присутствует замена движений; наблюдается тремор; моторная напряженность; застревание на одном движении, расторможенность.

В. Обследование мимической мускулатуры

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.

Таблица 5

Прием

Содержание

задания

Характер

выполнения

1.Исследование объема и качества движения мышц лба

а) нахмурить брови

б) поднять брови

а) содружественные движения губ;

б) выполняет правильно;

Отмечаются: первая проба выполняется с содружественными движениями; вторая проба выполняется правильно.

2. Исследование объема и качества движений мышц глаз

а) легко сомкнуть веки

б) плотно сомкнуть веки

в) закрыть правый глаз, затем левый

г) подмигнуть

а) выполняет точно;

Отмечаются: точно выполняет только первую пробу, в остальных появляются содружественные движения.

3. Исследование объема и качества движений мышц щек

а) надуть левую щеку

б) надуть правую щеку

в) надуть обе щеки одновременно

г) втянуть щеки в рот

а) не удаётся;

б) выполняется с напряжением;

в) удаётся с трудом;

г) удаётся.

Отмечаются: движения выполняются с напряжением и не в полном объёме.

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

выразить мимикой лица:

а) удивление

б) радость

в) испуг

г) грусть

д) сердитое лицо

а) не получается;

б) получается;

в) не чётко;

г)не чётко;

д) получается;

Отмечаются: мимическая картина нечеткая, поза не создается.

5. Исследование символического праксиса

а) свист

б) поцелуй

в) улыбка

г) оскал

д) плевок

е) цоканье

а) не получается;

б) выполняет;

в)получается

г)получается

д) не удаётся;

е) не чётко.

Отмечаются: объем движений ограничен, появление содружественных движений, напряженность.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Анализ экспериментальных данных
В ходе проводимых исследований были получены следующие результаты. Исследование умения учащихся нарисовать 2–3 хорошо знакомых предмета по рассказу-описанию (табл. 1) показало, что не все учащиеся умеют рисовать изображавшиеся раннее предметы по представлению и словесному описанию, т. к. испытывают ...

Основные подходы к воспитанию и обучению: латинофинский, византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческий
В XVII в. в педагогической мысли и школьном деле происходит размежевание, вызванное сближением с Западом и различным отношением к западной культуре и образованности. Во второй половине века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению: 1) латино-фильский (С. Полоцкий, С. Медведев); ...

Решение вопроса воспитания толерантности в современных концепциях воспитания ребенка
Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Последние 10 лет ДОУ официально работали по 12 ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru