Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
Таблица 4
Содержание задания |
Характер выполнения |
1. Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот. 2. Широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы. 3. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его. 4. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот. 5. Положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот. 6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», па-ка-та», «пла-плу-пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра» |
-трудно удаётся переключение с одной артикуляционной позы на другую; -выполняет по показу; -выполняет правильно; -не удаётся поднять кончик языка к верхним зубам; -подёргивание языка, не удаётся точное выполнение пробы; -выполняет осторожно, неуверенно. |
Отмечаются: правильное выполнение одной пробы; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; нарушение плавности движений; напряженность языка, подергивание языка; нелегко удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой |
Выводы: движения артикуляционного аппарата пассивные; объем движений неполный; присутствует замена движений; наблюдается тремор; моторная напряженность; застревание на одном движении, расторможенность.
В. Обследование мимической мускулатуры
Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.
Таблица 5
Прием |
Содержание задания |
Характер выполнения |
1.Исследование объема и качества движения мышц лба |
а) нахмурить брови б) поднять брови |
а) содружественные движения губ; б) выполняет правильно; |
Отмечаются: первая проба выполняется с содружественными движениями; вторая проба выполняется правильно. | ||
2. Исследование объема и качества движений мышц глаз |
а) легко сомкнуть веки б) плотно сомкнуть веки в) закрыть правый глаз, затем левый г) подмигнуть |
а) выполняет точно; |
Отмечаются: точно выполняет только первую пробу, в остальных появляются содружественные движения. | ||
3. Исследование объема и качества движений мышц щек |
а) надуть левую щеку б) надуть правую щеку в) надуть обе щеки одновременно г) втянуть щеки в рот |
а) не удаётся; б) выполняется с напряжением; в) удаётся с трудом; г) удаётся. |
Отмечаются: движения выполняются с напряжением и не в полном объёме. | ||
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз |
выразить мимикой лица: а) удивление б) радость в) испуг г) грусть д) сердитое лицо |
а) не получается; б) получается; в) не чётко; г)не чётко; д) получается; |
Отмечаются: мимическая картина нечеткая, поза не создается. | ||
5. Исследование символического праксиса |
а) свист б) поцелуй в) улыбка г) оскал д) плевок е) цоканье |
а) не получается; б) выполняет; в)получается г)получается д) не удаётся; е) не чётко. |
Отмечаются: объем движений ограничен, появление содружественных движений, напряженность. |
Статьи по теме:
Основные аспекты технологии коллективного планирования
В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Профессор Е.В. Титова считает коллективное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в организаци ...
Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости
Для определения причин школьной неуспеваемости необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, это общие показатели здоровья ребенка, группа здоровья, наблюдения у специалистов. Проблемы соматического состояния решаются специалистами, психологическая помощь в этом случае носит поддерживающий ха ...
План-конспект урока по алгебре и началам анализа в
11 классе
Теме: «Показательная функция» Класс – 11 Цель урока. Повторить свойства показательных функций, способы решения показательных уравнений и неравенств Образовательные задачи: - применение алгоритма решения показательных уравнений и неравенств; - актуализация опорных знаний решения квадратных уравнений ...