Сегодня сложились разные подходы к предъявлению историко-культурного материала в школе, но на практике он обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития. Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать у учащихся полноценный образ эпохи невозможно. Глубокое самоценное изучение культурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровне процессы общественного и политического развития, проследить экономические и социальные изменения и одновременно создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся.
Причины недостаточного внимания к вопросам культуры в преподавании истории кроются в позиции общества и авторов учебников. Сегодня почти во всех школьных учебниках господствует традиционный (ещё с XIX в.) персоналистский
подход к изучению культуры: параграфы напичканы именами известных деятелей культуры и их достижениями. Безусловно, знать имена и крупнейшие открытия в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно. Кроме того, никакой связи художника или писателя с обществом при таком подходе не прослеживается, что не способствует эффективному усвоению предмета в целом. Персоналии необходимо выбирать по проблемному принципу, показывая теснейшую связь деятелей культуры с экономикой и политическими процессами в обществе. Данный подход также невозможно применить к изучению повседневной культуры, которой сегодня уделяют большое внимание и академическая наука, и преподавание.
Наряду с обозначенным подходом в учебниках и преподаванием истории используются и иные идеи. Самым непростым способом изучения культуры является ценностный подход
, основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания. В произведениях искусства, слова, прикладного творчества школьники выявляют с помощью учителя их символику и мифологию. Это способствует более глубокому познанию политико-экономической и ментальной основы того или иного общества. Смысловые подходы в изучении культуры необходимо сочетать с выявлением исторического контекста, что вводит ученика в сферу повседневного бытия и жизни людей определенного времени.
Данный способ является более адекватным современному образовательному процессу, нежели искусствоведческий подход
, основанный на сущностном анализе произведений искусства или культурных продуктов, хотя и этот способ может быть применим в ряде случаев и особенно в изучении мировой художественной культуры. В рамках данного подхода рассматриваются стили и направления культуры в историческом контексте.
В современной школе прочно зарекомендовал себя и эстетический подходк изучению культуры, который базируется на формировании у школьников совокупности взглядов и чувств в категориях прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Культурно-исторический материал содержит богатые возможности для развития чувства фантазии и способности воспринимать красоту, преодоления дурного вкуса.
Одной из насущных проблем современной школы является проблема неоправданного дублирования курсов истории и мировой художественной культуры. Применение искусствоведческого и эстетического подходов позволяет в какой-то степени преодолевать этот недостаток.
Созвучным современным педагогическим идеям способом изучения вопросов культуры является диалогический подход
, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека. При создании произведений культуры творец вступает в диалог с Богом, мирозданием, другими людьми, обществом, традициями. Диалог для ученика становится основным способом познания культуры и организующим ядром содержания изучаемого материала. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическое сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а также разнообразные коммуникативные умения.
Весьма продуктивным способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подход.
Он основан на индивидуальной траектории усвоения учеником явлений культуры и включает личное творчество ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры (эти произведения и являются основой творчества ученика). Кроме того личностно-ориентированный подход может стать актуальным методом изучения повседневности, так как строится на основе субъективного опыта школьников об объектах бытовой культуры и нравах общества.
Статьи по теме:
Разработка перечня УПР
Перечень составляется в соответствии с рядом принципов: а). Изготавливаемое изделие должно соответствовать учебным целям и задачам, т.е. при освоении операций учащиеся должны усвоить все приемы, которые предусмотрены учебной программой. Уровень освоения должен быть соответствующим. б). Порядок осва ...
Психолого - педагогические принципы развития мышления
школьников
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. Мы беремс ...
Методика проведения самостоятельной работы школьников с учетом индивидуальных
интересов и потребностей
В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых знаний по собственной инициативе, сверх программы школьного предмета, возможна лишь при наличии серьезного интереса к предмету, увлечения рассматриваемыми проблемами, переходящего в познавательную потребность п ...