Вопросы культуры в современном школьном курсе истории: теоретический аспект

Аналитическое образование » Вопросы культуры в современном школьном курсе истории: теоретический аспект

Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Основной целью исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества, формирование исторического мышления у учащихся.

В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историки постепенно отходят от формационного подхода к изучению истории, лидирующие позиции в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания. Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону повышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие отражения в школьных учебниках. Появление новых типов школ, в программу которых введены расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития культуры в школьном курсе истории.

Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сориентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному вопросу. Учителя в основном однотипно подходят к выбору методики. Как правило, это лекции учителя и сообщения учащихся по тому или иному вопросу. Методический аппарат по проблеме изучения вопросов развития отечественной культуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся методические рекомендации утратили свою актуальность в свете изменения системы исторического знания.

Положение с изучением вопросов развития культуры в системе школьного исторического образования в настоящее время привело к необходимости углубленного исследования проблемы обозначенной в теме курсовой.

Объектом исследования

является процесс обучения истории в средней школе.

Предметом исследования

являются вопросы изучения культуры в современном школьном курсе истории.

Цель исследования

- анализ данной проблемы в теоретическом и практическом аспектах. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы задачи исследования

:

- Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных подходов к изучению проблемы;

- Провести анализ научно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса;

- Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме;

Цель, объект, задачи исследования обусловили его источниковедческую базу и методы исследования. В качестве источников использовались учебные и методические пособия по изучаемой проблеме, монографии, искусствоведческие работы. Одним из методов было наблюдение уроков истории. В ходе экспериментального изучения проблемы проводились беседы с учителями истории, анализировалась учебная документация. В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов. Лидирующие позиции в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры. В том числе в ЕГЭ много вопросов именно по разделу «Культура»

Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сориентированы на раскрытие данной проблемы. Материал в них, зачастую очень объемен, а времени на его изучение, как правило, не хватает, часто отсутствуют иллюстрации, а количество часов, которые мы можем затратить на изучение данной темы по-прежнему не велико. Поэтому и сейчас проблема преподавания вопросов культуры на уроках истории остается очень острой.

история культура изучение урок


Статьи по теме:

Становление системы дополнительного образования в России в дореволюционный период
Зарождение дополнительного (внешкольного) образования во второй половине XIX в. – это образование, прежде всего взрослых, а затем и детей, которое было обусловлено определенными социально-экономическими, политическими и культурными условиями России в этот период: переход страны к капиталистическому ...

Содержание образования
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста При отборе содержания образования должны учитываться устоявшиеся в дидактике принципы (Концепция содержания непрерывного образования), но особое внимание тем из них, которые либо недостаточно реализу ...

Особенности процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у первоклассников
У первоклассников есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни: ¾ активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности; ¾ заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; ¾ дети спосо ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru