Принцип гласности предполагает проведение различных мероприятий по информированию тех пользователей о сведениях, добытых с помощью мониторинга. При этом они получают информацию не только о тех сторонах образовательного процесса, которые составили специальный предмет мониторингового исследования, но и о побочных явлениях, зафиксированных в процессе мониторинга.
Мониторинг - это не только система, но и процесс, который включает в себя три этапа: подготовительный (организационный), собственно исследовательский и заключительный этап.
Подготовительный этап является основополагающим в педагогическом мониторинге. Он начинается с подбора специалистов: опытных педагогов, представителей функциональных служб школы, ученых. Руководство группой берет на себя ученый, научный руководитель образовательного учреждения или опытный педагог - психолог. На подготовительном этапе разрабатывается программа мониторинга. Заранее обсуждается суть предполагаемой работы, уточняются формулировки предмета, цели, задач исследования, ожидаемых результатов, чтобы на основе этого разработать комплекс критериев и показателей оценки изучаемого явления или процесса.
На этом же этапе определяют методы исследования и подбирают или сами разрабатывают диагностический инструментарий. При этом необходимо ориентироваться на особенности исследуемого коллектива (пол, возраст, состав и др.), так как в зависимости от возрастных особенностей, численности исследуемых и др. эффективным будет различный инструментарий. Подобранные и разработанные методики должны обеспечивать достаточность информации, ее объективность, достоверность и надежность, однозначность трактовки полученных результатов, их сопоставимость с результатами, полученными иными методами исследования. Кроме того, они должны быть удобны в сборе и обработки информации и позволять отслеживать изучаемые явления в динамике. Стандартные методики часто полностью не удовлетворяют исследователей. Чтобы добиться большей диагностичности стандартных методик и тестов, соответствия их специфике предмета исследования и условий эти проведения, прибегают к их адаптации и модификации. На этом же этапе необходимо продумать способы обработки, хранения и распространения информации.
Заканчивается подготовительный этап разработкой и утверждением плана (программы) мониторингового исследования, который включает в себя периодичность и сроки сбора и предоставления информации по каждому из показателей: список ответственных за сбор, обработку и предоставление информации: сроки проведения специальных совещаний по анализу и обобщению результатов мониторинга. Сроки и ответственные исполнители должны быть оговорены конкретно в целях избежания сбоев в осуществлении плана мониторинга. Необходимо ознакомить с письменным вариантом плана всех субъектов педагогического мониторинга.
Собственно мониторинговое изучение есть ни что иное, как последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубокого анализа и оценки. Правильно спланированный на подготовительном этапе процесс осуществления педагогического мониторинга, за исключением анализа собранной информации, не представляет собой сложности для опытных педагогов и психологов-практиков.
Анализ результатов достаточно сложен и подчиняется общим требованиям к анализу как методу исследования. Он требует учета целого ряда дополнительных факторов, хорошего знания процессов, происходящих в образовании. Исследователи, осуществляющие анализ, должны обладать высокой квалификацией, универсальностью мышления, целым рядом практических навыков, опытом педагогической работы.
Оценка полученных в ходе анализа данных, как и любая оценка, устанавливают абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта, она выступает как индикатор определенных достижений. Содержательная оценка может быть дана на основе сравнения реальных результатов с эталонами и нормами. К сожалению, проблема нормирования в педагогике находится в самом начале её решения, в то время как оценка (а значит и сам мониторинг) будет настолько эффективна, насколько корректно заданы стандарты и нормы. Учитывая эту ситуацию, оценка вскрытых в процессе мониторинга фактов может быть осуществлена на основе динамики результатов по отдельным показателям.
Статьи по теме:
Цель, задачи, содержание, выводы контрольного этапа исследования
Контрольный этап исследования проводился в апреле 2012 года. Целью данного этапа было выявление педагогических условий, необходимых для успешного формирования представлений о цвете. Исходя из цели были поставлены задачи: 1) Выявить уровень сформированности представлений о цвете у детей третьего год ...
Анализ художественного текста – самый сложный метод работы в начальной
школе
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы по детской литературе среди младших школьников. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее, как анализ. Сущ ...
Самостоятельная работа и дидактические принципы ее организации
Анализ работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, Манвелова С.Г. и др., показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно. Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия у ...