Сущность и содержание понятий "качество образования", "мониторинг качества образования"

Аналитическое образование » Сущность мониторинга качества образования и его влияние на результаты учебно-воспитательного процесса » Сущность и содержание понятий "качество образования", "мониторинг качества образования"

Страница 4

Процесс, условия и результат, являясь "внешне-внутренними" формами проявления образования, отражают его сущность; и совокупность качеств каждого из них определяет качество образования. Оценить его - значит оценить качество каждого из составляющих качество образования свойств на основе специально отобранных критериев и показателей, способных адекватно передать их важнейшие содержательные характеристики. Учитывая сложность составляющих образование свойств и наличие между ними взаимной связи и зависимости, оценку его качества необходимо проводить лишь на основе комплекса критериев, обеспечивающих его целостность.

Отмеченное позволяет определить качество образования как совокупность его сущностных свойств, отраженных в комплексе критериев и показателей достигнутого уровня реализации образовательного процесса, созданных для него условий, количественных и качественных результатов, отвечающих интересам государства, потребностям общества и образовательным запросам обучающихся и их родителей.

Наше обращение к принятой в теории социального управления широкой смысловой трактовке качества (как единства качества производственного процесса, качества созданных для него условий и качества получаемой продукции) вместо традиционно используемой узкосмысловой (как качество производственных результатов) не является простым выходом из сложной ситуации, когда при наличии "многочисленных подходов к качеству образования ни один из них нельзя назвать исчерпывающим". В сформулированном определении отражены основные свойства качества в его квалитологическом понимании. В нем заключено созвучие социально-управленческого, квалитологического и педагогического смыслов качества и одновременно отражена содержательная специфика его педагогической сущности.

Суждения о том, что содержание качества образования должно включать представления не только о цели (результате), но и об образовательном процессе, высказывались и научно обосновывались не единожды, начиная с 2000 г., и относительно школьного (М.М. Поташник, 2000, 2001, 2002 гг.; В.И. Зверева, 2000 г., В.И. Андреев, 2001 г., И.И. Трубина, 2005 г. и др.), и относительно профессионального образования (Е.В. Яковлев, 2000 г.; Г.И. Ибрагимов, П.Ф. Анисимов, И.П. Татаринова, 2004; В.С. Суворов, 2005 г. и др.). Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков еще в 1995 г. предложили рассматривать качество школьного образования в трех аспектах: как качество условий образовательного процесса, качество реализации образовательного процесса и качество его результатов, определив его как "совокупность свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства". Осознавая всю сложность и многозначность понятия "качество", они обозначили "контур" основных групп его внутренних и внешних признаков.

К внутренним свойствам качества общего образования отнесены:

Качество основных условий образовательного процесса.

Качество управления образовательным процессом.

Качество научно-методической работы.

Качество кадрового обеспечения.

Качество материально-финансового обеспечения.

Качество психосоматического здоровья учащихся.

Качество дошкольного образования.

Качество стимулирования педагогического труда и т.д.

2. Качество реализации образовательного процесса.

Качество содержания образовательного процесса.

Качество преподавания.

Качество учения и т.д.

3. Качество результатов образовательного процесса.

Качество знаний.

Качество умений.

Качество владения процедурами творческой деятельности.

Качество воспитанности.

Качество развития личности и т.д.

Внешние свойства качества общего образования составили:

Соответствие образования образовательным потребностям учащихся.

Соответствие образования образовательному запросу родителей.

Соответствие образования потребностям общественных институтов.

Соответствие образования требованиям государства.

Соответствие образования требованиям регионального рынка труда и профессионального образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Понятие познавательной активности
Активность является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания, общего и профессионального развития личности специалиста. Понятие активность в сфере научных знаний определяется не ...

Конспекты занятий
В этом пункте я решила опубликовать методику по математическому развитию детей раннего возраста, разработанную доктором педагогических наук Белошистой Анной Витальевной. Предлагаемая система занятий ставит целью развитие пространственного мышления ребенка, формирование логических приемов умственных ...

Подходы к воспитанию положительной оценки к окружающему миру у младших школьников
Несколько лет назад у большинства из нас была иллюзия: быстрая демократизация страны также приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в воспитании в том числе. «Культура и богатство страны могут быть изменены ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru