Сущность и содержание понятий "качество образования", "мониторинг качества образования"

Аналитическое образование » Сущность мониторинга качества образования и его влияние на результаты учебно-воспитательного процесса » Сущность и содержание понятий "качество образования", "мониторинг качества образования"

Страница 4

Процесс, условия и результат, являясь "внешне-внутренними" формами проявления образования, отражают его сущность; и совокупность качеств каждого из них определяет качество образования. Оценить его - значит оценить качество каждого из составляющих качество образования свойств на основе специально отобранных критериев и показателей, способных адекватно передать их важнейшие содержательные характеристики. Учитывая сложность составляющих образование свойств и наличие между ними взаимной связи и зависимости, оценку его качества необходимо проводить лишь на основе комплекса критериев, обеспечивающих его целостность.

Отмеченное позволяет определить качество образования как совокупность его сущностных свойств, отраженных в комплексе критериев и показателей достигнутого уровня реализации образовательного процесса, созданных для него условий, количественных и качественных результатов, отвечающих интересам государства, потребностям общества и образовательным запросам обучающихся и их родителей.

Наше обращение к принятой в теории социального управления широкой смысловой трактовке качества (как единства качества производственного процесса, качества созданных для него условий и качества получаемой продукции) вместо традиционно используемой узкосмысловой (как качество производственных результатов) не является простым выходом из сложной ситуации, когда при наличии "многочисленных подходов к качеству образования ни один из них нельзя назвать исчерпывающим". В сформулированном определении отражены основные свойства качества в его квалитологическом понимании. В нем заключено созвучие социально-управленческого, квалитологического и педагогического смыслов качества и одновременно отражена содержательная специфика его педагогической сущности.

Суждения о том, что содержание качества образования должно включать представления не только о цели (результате), но и об образовательном процессе, высказывались и научно обосновывались не единожды, начиная с 2000 г., и относительно школьного (М.М. Поташник, 2000, 2001, 2002 гг.; В.И. Зверева, 2000 г., В.И. Андреев, 2001 г., И.И. Трубина, 2005 г. и др.), и относительно профессионального образования (Е.В. Яковлев, 2000 г.; Г.И. Ибрагимов, П.Ф. Анисимов, И.П. Татаринова, 2004; В.С. Суворов, 2005 г. и др.). Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков еще в 1995 г. предложили рассматривать качество школьного образования в трех аспектах: как качество условий образовательного процесса, качество реализации образовательного процесса и качество его результатов, определив его как "совокупность свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства". Осознавая всю сложность и многозначность понятия "качество", они обозначили "контур" основных групп его внутренних и внешних признаков.

К внутренним свойствам качества общего образования отнесены:

Качество основных условий образовательного процесса.

Качество управления образовательным процессом.

Качество научно-методической работы.

Качество кадрового обеспечения.

Качество материально-финансового обеспечения.

Качество психосоматического здоровья учащихся.

Качество дошкольного образования.

Качество стимулирования педагогического труда и т.д.

2. Качество реализации образовательного процесса.

Качество содержания образовательного процесса.

Качество преподавания.

Качество учения и т.д.

3. Качество результатов образовательного процесса.

Качество знаний.

Качество умений.

Качество владения процедурами творческой деятельности.

Качество воспитанности.

Качество развития личности и т.д.

Внешние свойства качества общего образования составили:

Соответствие образования образовательным потребностям учащихся.

Соответствие образования образовательному запросу родителей.

Соответствие образования потребностям общественных институтов.

Соответствие образования требованиям государства.

Соответствие образования требованиям регионального рынка труда и профессионального образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Опыт применения текущего тестирования в рамках педагогического контроля на примере изучения темы по английскому языку
Проблема контроля умений и навыков владения иностранным языком всегда была актуальной, но особое значение она приобретает сейчас, в связи с проведением стандартизации уровней подготовки по иностранному языку в школе. Вышеназванные требования к рационально-организованному контролю над процессом и ре ...

Цель обучения иностранным языкам как социально-педагогическая и методическая категория на старшем этапе обучения иностранному языку
Как известно, цель понимается в психологии как осознанный образ будущего результата действия. Это даёт основание сформулировать цель применительно к обучению иностранным языкам как осознанно планируемый результат преподавания и изучения языка и культуры. Цель обучения является важной социально-педа ...

Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
В условиях многонационапьности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россия ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru