Психологические особенности развития детей подросткового возраста в условиях детского дома и школы

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения » Психологические особенности развития детей подросткового возраста в условиях детского дома и школы

Страница 3

Психосексуальное развитие детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Вообще говоря, проблемы, связанные с сексуальным развитием, характерны для подросткового возраста. «В этот период, - пишет Л.И. Божович, - впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность – половое влечение. Безусловно, депривация этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения.

Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер.

Половое влечение в ходе своего развития приобретает форму человеческой любви. Возникая в пубертальный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение, как правило, не занимает доминирующего положения. Ведь факторы и биологического, и социального порядка не определяют развития прямо, они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований.

Дело в том, что у подростков из детского дома к моменту полового созревания часто не оказывается психологических новообразований – интересов, ценностей, нравственно-этических чувств, - которые могли бы по силе и значимости конкурировать с пробудившимся половым влечением.

Не опосредованное культурными психическими структурами, половое влечение становится у такого подростка «некультурной» потребностью, абсолютно доминирующей в отсутствии конкуренции.

Психолог-практик Т.И. Юферева провела специальное исследование, посвященное изучению становления психологического пола – системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, эталонов, характеризующих представление о себе как о мужчине или женщине, а также специфических способов поведения, реализующих эти представления у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для этого исследователем были проанализированы сочинения подростков из детского дома и из обычной школы на тему, «Какими я представляю себе мужчин и женщин».

Результаты показали, что у обычных подростков в образах мужчины и женщины, и тем самым в идеалах мужественности и женственности большое место занимают представления о семье, причем эти представления наполнены множеством конкретных позитивных характеристик. У воспитанников детского дома, с одной стороны, представления о семье занимают в образах мужчины и женщины значительно более скромное место, а с другой стороны, их отличает бедность, абстрактность и схематизм положительных характеристик и эмоциональная насыщенность отрицательных характеристик. Часто у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно услышать такие высказывания: «Жениться не буду, кормить её надо, я сам хочу жить хорошо и свободно», отсутствует положительная модель семейных взаимоотношений.

В идеалах мужественности и женственности у воспитанников и воспитанниц детского дома, как в зеркале, отражается ключевое для нормального становления сексуальной идентичности обстоятельство – отсутствие адекватных образцов для половой и ролевой идентификации. При этом если образцы половой идентификации воспитанники еще могут найти в окружающих их взрослых, то образцы поведения хороших мужа и жены, матери и отца им неоткуда взять.

Специалисты в области семейной психологии А.Я.Варга, Э.Г. Эйдемиллер подчеркивают, что люди в своей семье, как правило, воспроизводят модель родительской семьи, повторяя в поведении прямо или «с точностью до наоборот» отцовскую или материнскую роль. Нельзя отделаться от впечатления, что в приведенных высказываниях подростков из детского дома отрицательные черты образов мужчины и женщины почерпнуты ими из жизни родительской семьи и ближайшего социального окружения.

Одной из серьёзнейших проблем в обучении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствие мотивации обучения. Для понимания данного аспекта мною совместно с педагогом-психологом была проведена диагностика мотивации обучения детей-сирот и детей. При анализе психологической диагностики мотивации обучения воспитанников Шаталовского детского дома определено, что серьезной проблемой в работе с детьми-сиротами по формированию у них положительной мотивации учебной деятельности является несоответствие класса обучения возрасту (34%) и проблемы со здоровьем детей (около 70% воспитанников детского дома имеют более двух хронических заболеваний). Анализируя уровень успеваемости детей детского дома, стоит отметить, что для нас характерна поздняя неуспеваемость, то есть проблемы подросткового возраста (57%) и снижение уровня успеваемости при переходе из начальной в среднюю школу (14%). Если проследить типы неуспевающих учеников, то можно заметить, что у 75 % детей наблюдается низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению, и лишь 25% детей могли бы учиться лучше, чем учатся, то есть высокое качество их мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Нельзя не сказать о том, что на уровень успеваемости детей влияют и внешние причины. Так, у 46% детей низкий уровень успеваемости связан в первую очередь с несовершенством организации учебного процесса, то есть с отсутствием индивидуального подхода к детям в рамках общеобразовательной школы, а также серьезные пробелы в знаниях детей, с которыми дети уже приходят в детский дом. Именно поэтому, на мой взгляд, работа по мотивации обучения должна проводится не только педагогами детского дома, но, в первую очередь, учителями-предметниками.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Классификация видов учебной литературы
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методически ...

Теоретическое обоснование блочной системы обучения
Ориентация школы на подготовку кадров, привязанных к определенной профессии, — путь малоперспективный. Любая массовая профессия, полученная выпускником школы, не может гарантировать ему рабочее место в течение всей жизни. Определенному их числу потребуется овладеть специальностями, которые пока не ...

Роль подвижных игр в развитии скоростно-силовых способностей у детей старшего дошкольного возраста
Одним из основных средств и видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. Крупская Н.К. классифицирует игры с учетом степени самостоятельности и творчества детей в игре. Это игры с правилами, творческие игры, сюжетно–ролевые, подвижные, дидактические, настольно печатные, театрализованные. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru