Психологические особенности развития детей подросткового возраста в условиях детского дома и школы

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения » Психологические особенности развития детей подросткового возраста в условиях детского дома и школы

Страница 3

Психосексуальное развитие детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Вообще говоря, проблемы, связанные с сексуальным развитием, характерны для подросткового возраста. «В этот период, - пишет Л.И. Божович, - впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность – половое влечение. Безусловно, депривация этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения.

Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер.

Половое влечение в ходе своего развития приобретает форму человеческой любви. Возникая в пубертальный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение, как правило, не занимает доминирующего положения. Ведь факторы и биологического, и социального порядка не определяют развития прямо, они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований.

Дело в том, что у подростков из детского дома к моменту полового созревания часто не оказывается психологических новообразований – интересов, ценностей, нравственно-этических чувств, - которые могли бы по силе и значимости конкурировать с пробудившимся половым влечением.

Не опосредованное культурными психическими структурами, половое влечение становится у такого подростка «некультурной» потребностью, абсолютно доминирующей в отсутствии конкуренции.

Психолог-практик Т.И. Юферева провела специальное исследование, посвященное изучению становления психологического пола – системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, эталонов, характеризующих представление о себе как о мужчине или женщине, а также специфических способов поведения, реализующих эти представления у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для этого исследователем были проанализированы сочинения подростков из детского дома и из обычной школы на тему, «Какими я представляю себе мужчин и женщин».

Результаты показали, что у обычных подростков в образах мужчины и женщины, и тем самым в идеалах мужественности и женственности большое место занимают представления о семье, причем эти представления наполнены множеством конкретных позитивных характеристик. У воспитанников детского дома, с одной стороны, представления о семье занимают в образах мужчины и женщины значительно более скромное место, а с другой стороны, их отличает бедность, абстрактность и схематизм положительных характеристик и эмоциональная насыщенность отрицательных характеристик. Часто у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно услышать такие высказывания: «Жениться не буду, кормить её надо, я сам хочу жить хорошо и свободно», отсутствует положительная модель семейных взаимоотношений.

В идеалах мужественности и женственности у воспитанников и воспитанниц детского дома, как в зеркале, отражается ключевое для нормального становления сексуальной идентичности обстоятельство – отсутствие адекватных образцов для половой и ролевой идентификации. При этом если образцы половой идентификации воспитанники еще могут найти в окружающих их взрослых, то образцы поведения хороших мужа и жены, матери и отца им неоткуда взять.

Специалисты в области семейной психологии А.Я.Варга, Э.Г. Эйдемиллер подчеркивают, что люди в своей семье, как правило, воспроизводят модель родительской семьи, повторяя в поведении прямо или «с точностью до наоборот» отцовскую или материнскую роль. Нельзя отделаться от впечатления, что в приведенных высказываниях подростков из детского дома отрицательные черты образов мужчины и женщины почерпнуты ими из жизни родительской семьи и ближайшего социального окружения.

Одной из серьёзнейших проблем в обучении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствие мотивации обучения. Для понимания данного аспекта мною совместно с педагогом-психологом была проведена диагностика мотивации обучения детей-сирот и детей. При анализе психологической диагностики мотивации обучения воспитанников Шаталовского детского дома определено, что серьезной проблемой в работе с детьми-сиротами по формированию у них положительной мотивации учебной деятельности является несоответствие класса обучения возрасту (34%) и проблемы со здоровьем детей (около 70% воспитанников детского дома имеют более двух хронических заболеваний). Анализируя уровень успеваемости детей детского дома, стоит отметить, что для нас характерна поздняя неуспеваемость, то есть проблемы подросткового возраста (57%) и снижение уровня успеваемости при переходе из начальной в среднюю школу (14%). Если проследить типы неуспевающих учеников, то можно заметить, что у 75 % детей наблюдается низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению, и лишь 25% детей могли бы учиться лучше, чем учатся, то есть высокое качество их мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Нельзя не сказать о том, что на уровень успеваемости детей влияют и внешние причины. Так, у 46% детей низкий уровень успеваемости связан в первую очередь с несовершенством организации учебного процесса, то есть с отсутствием индивидуального подхода к детям в рамках общеобразовательной школы, а также серьезные пробелы в знаниях детей, с которыми дети уже приходят в детский дом. Именно поэтому, на мой взгляд, работа по мотивации обучения должна проводится не только педагогами детского дома, но, в первую очередь, учителями-предметниками.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья
здоровье физический культура учащийся Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Занятия способствуют также профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте. Во все времена была известна польза физической культуры. Пр ...

Общая характеристика физической подготовленности детей школьного возраста
Физическая подготовленность является результатом физической активности человека, его интегральным показателям, так как при выполнении физических упражнений во взаимодействие вступают практически все органы и системы организма. Для исследования физической подготовленности детей школьного возраста ис ...

Индивидуализация и дифференциация обучения
Умственное развитие составляют как знания (включая и приемы, методы познания), так и обучаемость, способность приобретать эти знания. Как показали многочисленные эксперименты, весьма существенны индивидуальные различия в уровне усвоения знаний. Школьники, находящиеся в идентичных условиях обучения, ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru