Психологические особенности развития детей подросткового возраста в условиях детского дома и школы

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения » Психологические особенности развития детей подросткового возраста в условиях детского дома и школы

Страница 2

Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи.

С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

Своеобразие картины общения со сверстниками у детей, растущих вне семьи, четко прослеживается уже в дошкольном возрасте: контакты выражены гораздо слабее, чем у их ровесников из детского сада, они очень однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и указаниям. В основе отставания лежит отсутствие эмпатии, т.е. сочувствия, сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком.

Важно также отметить, что полноценные, эмоционально насыщенные контакты не формируются у воспитанников детского дома и тогда, когда дело касается их родных братьев и сестер.

Особую роль в развитии личности играет повышенный уровень агрессивности у воспитанников детского дома. Исследования А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых определили, используя тест Розенцвейга, дополненный немецким исследователем У. Раухфлейем, индексы направленности агрессии. В школе они составили – 1,3; в детском доме – 3,2 , а при нормальном развитии личности значение этого индекса должно быть близко к 1.

Таким образом, у школьников число агрессивных реакций, направленных на других людей, обвиняющих, упрекающих их, примерно равно числу реакций, в которых ребенок обвиняет себя.

У детей из детского дома «внешнеобвиняющих» реакций в три раза больше, чем «самообвиняющих», что свидетельствует о повышенной агрессивности воспитанников.

Сегодняшние публикации в средствах массовой информации о положении дел в детских домах постоянно обращают внимание на жестокость, грубость и агрессивность их воспитанников. Часто подростки из таких учреждений совершают правонарушения именно на почве агрессивности. Поэтому так важно понять их причины.

Наиболее простое и распространенное психологическое объяснение возникновения агрессии у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей состоит в том, что агрессия есть следствие неудовлетворенности (фрустрированности) потребности в родительской, материнской любви. У детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не удовлетворены и все другие социальные потребности в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале и т.п. и именно эта тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности.

Необходимо обратить внимание и на различия в самооценке воспитанников детских домов и учащихся массовой школы. Самооценка воспитанников интерната основывается преимущественно на оценках окружающих. Самооценка учащихся массовой школы основывается как на оценке окружающих, так и на собственных критериях.

Характеристики образа Я подростков растущих в семье и вне семьи, различают по ряду существенных параметров, главные из которых: ориентация на собственные личностные особенности, возможности массовой школы ориентировать подростков на внешнее окружение. В детском доме интенсивное становление образа Я в направлении взросления. Становления системы собственных ценностей от VII к VIII классу в массовой школу у подростков стабильная, ориентированная на ценности семьи, за исключением не благополучных семей. В детских домах в этот период ярко выражается у подростков выражается отсутствие внутренних ценностей, подросткам всё равно, что будет с ними дальше, происходит несоответствие развития некоторых сторон образа Я.

Подростковый возраст – последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычной опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому.

Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости 14- 15-летнего выпускника детского дома, анализ его субъективных представлений о своем будущем, имеют первостепенное значение. Изучение представлений подростка о своем будущем важно потому, что оно проливает свет, с одной стороны, на более широкую проблему современной перспективы личности как существеннейшей ее характеристики, а с другой – на процесс профессионального самоопределения – сравнительно более узкий, но практически чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Проведение диагностики на выявление силы воли среди преподавательского состава
Целью второго исследования явилось проведение диагностики на выявление силы воли, так как развитие коммуникативной культуры требует волевых усилий. Тест взят из книги И.И.Загорецкой «Коммуникативная культура педагога и руководителя». Исследование проводилось с преподавателями саратовской школы №67 ...

Содержание блочной технологии обучения и использование в ней тестов
Отбор учебного материала следует начинать «сверху» — от современной картины мира, которая должна быть сформирована в сознании ученика к моменту окончания школы. Чрезвычайно важную роль играют глубина и степень детализации изучаемого материала. Приоритет отдается наиболее типичным научным фактам, в ...

Принципы и эффективность дидактической игры
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использован ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru