При анализе выделяется то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. На разных этапах психического развития глухих детей имеет значение анализ разнообразных продуктов деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте - рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, конструкций; в среднем школьном возрасте - письменных работ, сочинений, которые позволяют проанализировать лексические и грамматические особенности речи; в юношеском возрасте - результаты трудовой деятельности.
В настоящее время за рубежом, особенно в США, для определения уровня интеллектуального развития детей и взрослых с нарушениями слуха широко используются тесты. С этой целью создаются специальные шкалы действия, включающие задания на составление узоров, идентификацию картинок, решение головоломок из блоков, складывание фигур по образцам и т.п. Основной особенностью этих заданий является то, что решение достигается путем операций с различными элементами предметов, а использование речи минимально. Хорошо зарекомендовали себя при обследовании детей с нарушениями слуха матрицы Дж. Равена и подобные им наглядные задачи.Плодотворными являются попытки использования стандартизированных шкал, широко применяемых по отношению к детям с нормальным слухом (шкала Д. Векслера, школьный тест умственного развития).
Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с нарушением слуха имеет некоторые особенности. В них необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как степень потери слуха, уровень развития двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы.
Характеристика состояния слуха:
степень потери слуха (глухота, частичная потеря) - использовать данные из медицинской документации;
возраст, в котором произошло нарушение слуха: врожденное нарушение слуха, ранняя потеря слуха (в возрасте до 3 лет), нарушение слуха в более позднем возрасте;
причины, приведшие к данному нарушению;
наличие или отсутствие лиц с нарушениями слуха в семье.
Уровень развития двигательной сферы:
особенности пантомимики (осанка, походка, индивидуальные позы);
особенности мимики (общее выражение лица, выразительность мимических движений, характер естественных жестов);
координация движений (крупных и мелких);
возможности сохранения статического и динамического равновесия.
Познавательная сфера:
уровень развития разных видов восприятия; анализ и синтез в процессе зрительного восприятия;
соотношение в развитии разных видов памяти (образной и словесной), разных способов запоминания материала (механического и логического);
мышление: виды мышления, его соответствие возрастным нормам; характеристика уровня обобщений; степень развития мыслительных операций;
развитие речи: виды речи, которыми владеет и пользуется ребенок (словесно-устная, письменная, дактильная, жестовая); состояние навыка чтения с губ; индивидуальные особенности; аграмматизмы; объем словаря (активного и пассивного); соотношение разных видов речи; в каких ситуациях используются разные виды речи;
взаимосвязи в развитии познавательных процессов;
соотношение в развитии мышления и речи.
Особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста).
Особенности развития личности.
Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание, оценка).
Эмоциональные состояния. Особенности внешних выражений эмоций. Понимание эмоций других людей.
Самооценка (степень ее адекватности и устойчивости, под влиянием каких причин изменяется).
Статьи по теме:
Детальное освещение некоторых видов перспективной и текущей
подготовки мастера
Разработка ПТП для мастера ПТП не обязательный документ, но его рекомендуется составлять начинающим и молодым мастерам. Качество плана не удается оценить на этапе его разработки, потому что реализация этого педагогического проекта зависит не только от планирования, но и от ситуаций, которые сложили ...
Методы
и приёмы работы с первоклассниками по преодолению графо-моторных нарушений
Развитие графо-моторного компенента письма – часть работы учителя начальных классов. Преодоление же графо-моторных нарушений письма у младших школьников, как компонента ОНР – работа логопеда. Этой проблеме посвящены разработки упражнений, методики и приёмы многих авторов (Рябкова Т.Ю. Мисаренко Г.Г ...
Особенности организации профильного обучения информатике, с целью развития
познавательной активности
К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу разностороннего развития учащихся, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Решение этих задач невоз ...