Теоретические подходы к проблеме. Педагогический

Аналитическое образование » Духовно-нравственное воспитание школьников » Теоретические подходы к проблеме. Педагогический

Страница 2

· взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:

· способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом - "перенести" школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно - ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого - вот что необходимо на уроке.

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.

На уроках применяются самые различные формы работы с детьми. Так в девятом классе при прохождении учащимися темы "Великая Отечественная Война" каждый ученик готовит сообщение, используя дополнительные источники: справочную литературу, интернет, интервью с ветеранами войны и труда.

Работа над рефератами о жизни замечательных людей обогатила школьников новыми знаниями, продемонстрировала, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.

После каждой большой темы отводится один урок на изучение истории родного края в данный период. Считаю, что этот урок особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули у односельчан, например, рассказ бабушек о том, как они жили в трудные годы гражданской и Великой Отечественной войны, трудились, какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт.

Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Итак, какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современного ученика? Прежде всего - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок я организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность. Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому я обычно предлагаю детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий, конечно, прошу как можно полнее объяснить их точку зрения.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Технологии визуализации знаний и презентации результатов исследований в сфере образования
визуализация учебный обучение компьютерный Развитие вычислительной техники решило вопросы обработки такого объема информации. Но возникла проблема наглядно представить результаты такой обработки. Здесь применяются различные методы визуализации, посредством которых легко можно представлять большие и ...

Анализ учебников по истории Древнего мира
На изучение истории в 5 классе отводится не менее 45 ч. Культурно-исторический материал занимает в курсе значительное место. На изучение всех этих вопросов в программе отведено недостаточно времени. При изложении культурно-исторического материала должны быть показаны исторические условия развития к ...

Нормативно-методическое обеспечение
Начиная с 1970-х гг. в рамках Совета по культурному сотрудничеству при Совете Европы велась интенсивная работа по обоснованию модели иноязычной коммуникативной компетенции и разработке на ее основе пороговых уровней (threshold levels) владения иностранным языком. Эта работа завершилась принятием до ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru