Теоретические подходы к проблеме. Педагогический

Аналитическое образование » Духовно-нравственное воспитание школьников » Теоретические подходы к проблеме. Педагогический

Страница 3

Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:

· как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?

· как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?

Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли. Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства.

Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает. Глубокую духовно-нравственную нагрузку несёт в себе "Поучение детям" Владимира Мономаха.

Идет урок в 8 классе по теме "Тайные общества. Выступление на Сенатской площади". Обычное вступление. Объявляю тему. Настороженное выражение лиц учащихся. И вот перед учащимися репродукция картины художника Р. Р. Ференца" Восстание декабристов на Сенатской площади". Я описываю ее: "Зимний день. На берегу реки Медный всадник. У памятника Петру на Сенатской площади с ружьями наперевес застыли войска. Гремит залп. В кого стреляют солдаты? Почему здесь разыгрывается трагедия? Обо всем этом мы узнаем вскоре. Но чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, вернемся к периоду, когда разгромившие Наполеона войска возвращаются домой". Продолжаю свой рассказ, обращаю внимание, что главным стимулом возникновения освободительного движения среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Эту мысль подчеркиваю отрывками из стихов, высказываниями декабристов. Гремит на уроке голос Рылеева, беспощадный Пестель приговаривает к смерти семью царя. Перед учащимися встает плеяда истинных и верных сынов Отечества.

Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. При изучении темы "Знать и рыцарство в средние века" по всеобщей истории в 6классе дети узнают об этических нормах класса феодалов, которые использовали доходы от войн, грабежей и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов. Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые заботы о хлебе насущном он предоставлял "грубой черни". В сказаниях о рыцарях в 10 - 12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 - 14 вв., в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала "честь". Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с "благородным происхождением".

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Обучение английской грамматике младших школьников
Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку. При грамматико-переводном методе грамматика являлась отправным моментом и целью обучения. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики ...

Технологии визуализации знаний и презентации результатов исследований в сфере образования
визуализация учебный обучение компьютерный Развитие вычислительной техники решило вопросы обработки такого объема информации. Но возникла проблема наглядно представить результаты такой обработки. Здесь применяются различные методы визуализации, посредством которых легко можно представлять большие и ...

Методы изучения коллективных явлений
Процессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru