Принципы и методы теории обучения

Аналитическое образование » Основные категории педагогики » Принципы и методы теории обучения

Страница 2

6.Принцип научности. Заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания; методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся. Человеку необходимо привить понимание того, что наука приобретает все большее значение в жизни и повседневной деятельности человека, а не только является необходимостью для осуществления профессиональной деятельности. Ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире.

7.Принцип связи теории с практикой. Основан на центральном понятии философии: практика — основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. К практической стороне педагогики относятся опыт предков, наблюдения педагогов, экспериментальная педагогическая деятельность и т.д. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации. Однако сама по себе информация, полученная в ходе практической деятельности, не может быть двигателем педагогической науки и не имеет ценности. Многие ученые разрабатывают новые методы педагогического воздействия на основе синтеза различных теоретических знаний педагогической науки, выдвигают гипотезы и предположения, которые требуют обязательного практического эксперимента с целью выявления их истинности, эффективности и возможности применения.

Методы обучения.

Метод обучения — совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на две составляющие: педагогические и ученические методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников.

Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками. Методы обучения имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона отражает общую базовую сущность метода, а субъективная — проявление мастерства и творческого подхода педагога в рамках метода и в соответствии с его принципами.

В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации. I Наиболее распространенной из них является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В данной классификации выделяется пять методов. I 1. Практический метод. Основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входят постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. 2. Наглядный метод. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входят объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов в различных наглядных пособий, проведение экспериментов. 3. Словесный метод. Тоже предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

4.

Работа с книгой. Метод самостоятельной работы учеников, включающий чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.

5.

Видеометод. Инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и «электронного учителя». Используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученик высокого уровня способности и мотивации к самообучению.

В следующей классификации выделены следующие методы:

1.Объяснительно-иллюстративный. Один из способов передачи ученикам системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. Ученики, в свою очередь, должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Виды и типы самостоятельных работ, формы их организации
Для организации самостоятельных работ учителю важно знать их формы и виды, место в процессе обучения. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть: 1) Обучающими; 2) тренировочными; 3) закрепляющими; 4) повторительными; 5) развивающими; 6) творческими; 7) ...

Особенности творческих проявлений и способностей детей
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Любая трудовая деятельность человека всегда связана с осознанием ее целей, представлением конечного результат ...

Сенсорное воспитание в детском саду
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru