Принципы и методы теории обучения

Аналитическое образование » Основные категории педагогики » Принципы и методы теории обучения

Страница 3

2.Репродуктивный. Предполагает, кроме восприятия информации, ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а также искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.

3.Метод проблемного изложения. Заключается в активной деятельности со стороны учителя. Учитель искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать принципы и этапы решения проблем.

4.Частично-поисковый (эвристический). Основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем.

5.Исследовательский. Является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний, однако его осуществление требует высокой квалификации педагога. Учитель вместе с учащимися формирует проблему и производит управление самостоятельной исследовательской деятельностью учеников. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу.

Другая классификация методов обучения, получившая широкое распространение в последнее время, разработана Ю.К. Ба-банским. Он выделил три основные группы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

1. Методы, входящие в группу организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, многочисленны и довольно разнообразны. В них используются все виды источников информации: учебники, лекции, наглядные пособия, практическая деятельность.

2.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности направлены в основном на пробуждение интереса у учеников к процессу обучения. Занятия, разработанные с использованием этих методов, обычно разнообразны и эмоциональны.

3.Ученикам предлагаются задания в виде ситуативных форм, приближенных к реальной жизни, для решения которых необходима определенная теоретическая база, тем самым создается представление о применимости получаемых знаний в повседневной или профессиональной жизнедеятельности.

4.Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности направлены на формирование сознательности ученика и основаны на оценке конечного результата обучения. Процесс обучения включает различные виды контроля и самоконтроля, соответствии с которыми делается вывод об эффективности проведенных занятий для каждого конкретного ученика и всей учебной группы в целом.

Существующие классификации методов обучения не лишены недостатков. В любом учебном процессе в действительности используется сочетание элементов сразу нескольких методов, и, говоря о применении какого-то конкретного метода в том или ином случае, имеют в виду его доминирующее положение по отношению к остальным. В настоящее время в современной педагогической науке выделяются несколько относительно самостоятельных методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный и практический методы, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод.

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Технология формирования опыта
Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения. Охаракт ...

Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве
Становление творческих качеств начинается уже в дошкольном возрасте. Этот период является наиболее сензитивным для развития различных видов творческой деятельности - игры, драматизации, изобразительной деятельности и пр., и следовательно, для развития творческих качеств личности (Л.С. Выготский, Д. ...

Психолого - педагогические принципы развития мышления школьников
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возмож­ность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. Мы беремс ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru