Опыт применения игр в образовательном процессе начальной школы

Страница 2

Конечно, игра не состоялась … этот инцидент не прошел бесследно в воспитательном отношении. Дети перестали относится к своей учительнице с глубоким доверием, как это было раньше. … дети вообще стали с предубеждением относиться к предложениям взрослых организовать в форме игры какое-либо дело, с недоверием спрашивали: «Опять обязательно играть?»

Сам по себе замысел игры мог бы вполне соответствовать интересам и желаниям детей, если бы предварительно эта игра была бы обсуждена во всех деталях, найдены были бы те моменты и ситуации, которые привлекают детей. Однако учительница не подумала о том, что игра — эта такая интимная деятельность ребенка, в которую нельзя вносить ни малейшего внешнего принуждения. Так попытка превратить игру из косвенного средства в «лобовой» прием привела к невозможности самого игрового действия, и к недоверию педагогу.

Учитель Г.Д. Шепелева в Семеновской начальной школе Островского района Костромской области. Она широко применяла на уроках игровые элементы. Так, у первоклассников проводилась такая игра: дети вставали в круг, водящий бросал мяч товарищу и называл первый слог какого-нибудь слова. Товарищ бросал мяч обратно, добавлял второй слог. Это помогало учащимся усвоить материал по разделению слов на слоги. Широко использовались в игре скороговорки типа «Шапкой Мише шишки сбили», «В живом уголке жили ежи и ужи» и другие, благодаря чему первоклассники лучше овладевали правописанием слогов «жи» и «ши».

На примере этого опыта видно как можно использовать игру с мячом в дидактических целях.

Рассмотрим еще один опыт учителя применения игры в образовательном процессе.

В середине урока русского языка учитель энергично и собрано предлагает: «А сейчас все встаньте!» Ученики встают, и учитель продолжает: «И помашите руками». При этом он машет сам, а вслед за ним и ученики, многие из которых делают это с явным удовольствием.

Учитель: «А теперь машите руками так, чтобы было понятно, в кого вы превратились: в орла, в комара, воробья или курицу». Все ученики с удовольствием начинают развлекаться превращениями. А потом в своей тетради каждый ученик записывает названия предложенных учителем летающих существ, но, кроме того, - в кого превратился сам, и записанное изменяет по падежам.

Закончив эту работу, ученики по просьбе учителя начинают выяснять правильность склонения (выигрыша-проигрыша), подходя к тем, кто превращался в просклоненные им существа, и в случае необходимости вносят исправления.

На примере этого опыта видно, что ученики с удовольствием совершают во время урока предлагаемые им действия, цели которого не оглашены. Особенно если эти действия связаны с двигательной активностью и по содержанию неожиданны. Даже когда ученики начинают разгадывать дидактический смысл совершаемых действий, это уже не вредит, а наоборот, укрепляет игровую атмосферу деловыми связками.

В бурятской школе №73 педагог Тамара Пакулова использовала интересный игровой прием для подготовке к контрольному диктанту.

«… И вот я раздала одинаковые листочки, продиктовала диктант, а потом предложила аккуратно сложить эти листочки вдоль и разорвать на две части. Первая часть осталась у детей, а вторую я перемешала и вернула им. Каждому попалась половинка из другой группы, то есть в группе из четырех человек не было ни одной своей второй половинки.

Все читают первое предложение до точки, советуются, как писать то или иное слово или словосочетание. В каждой группе находится ученик, который точно знает нужное правило или знает, как найти его в учебнике. В особо трудных случаях обращаются ко мне: я называю только номер орфограммы, ответы они ищут сами и записывают их в контрольную тетрадь…

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Повышение уровня воспитательной работы в школе
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" педагогические работники образовательных учреждений получают вознаграждение за классное руководство. Дополнительное вознаграждение в 2006 году получали 80 педагогических работников, в 2007 году 74 педагога, в 2008 году ...

Сущность художественно-эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет н ...

Организация и методы исследования
В Шаталовской школе-интернат обучаются и воспитываются дети сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом возникают определенные проблемы в работе с ними. Детей обучающиеся в школе-интернате, особенны в психолого-мотивационной сфере общения, обучение, эмоционально неуравновешенны. Ос ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru