Опыт применения игр в образовательном процессе начальной школы

Страница 2

Конечно, игра не состоялась … этот инцидент не прошел бесследно в воспитательном отношении. Дети перестали относится к своей учительнице с глубоким доверием, как это было раньше. … дети вообще стали с предубеждением относиться к предложениям взрослых организовать в форме игры какое-либо дело, с недоверием спрашивали: «Опять обязательно играть?»

Сам по себе замысел игры мог бы вполне соответствовать интересам и желаниям детей, если бы предварительно эта игра была бы обсуждена во всех деталях, найдены были бы те моменты и ситуации, которые привлекают детей. Однако учительница не подумала о том, что игра — эта такая интимная деятельность ребенка, в которую нельзя вносить ни малейшего внешнего принуждения. Так попытка превратить игру из косвенного средства в «лобовой» прием привела к невозможности самого игрового действия, и к недоверию педагогу.

Учитель Г.Д. Шепелева в Семеновской начальной школе Островского района Костромской области. Она широко применяла на уроках игровые элементы. Так, у первоклассников проводилась такая игра: дети вставали в круг, водящий бросал мяч товарищу и называл первый слог какого-нибудь слова. Товарищ бросал мяч обратно, добавлял второй слог. Это помогало учащимся усвоить материал по разделению слов на слоги. Широко использовались в игре скороговорки типа «Шапкой Мише шишки сбили», «В живом уголке жили ежи и ужи» и другие, благодаря чему первоклассники лучше овладевали правописанием слогов «жи» и «ши».

На примере этого опыта видно как можно использовать игру с мячом в дидактических целях.

Рассмотрим еще один опыт учителя применения игры в образовательном процессе.

В середине урока русского языка учитель энергично и собрано предлагает: «А сейчас все встаньте!» Ученики встают, и учитель продолжает: «И помашите руками». При этом он машет сам, а вслед за ним и ученики, многие из которых делают это с явным удовольствием.

Учитель: «А теперь машите руками так, чтобы было понятно, в кого вы превратились: в орла, в комара, воробья или курицу». Все ученики с удовольствием начинают развлекаться превращениями. А потом в своей тетради каждый ученик записывает названия предложенных учителем летающих существ, но, кроме того, - в кого превратился сам, и записанное изменяет по падежам.

Закончив эту работу, ученики по просьбе учителя начинают выяснять правильность склонения (выигрыша-проигрыша), подходя к тем, кто превращался в просклоненные им существа, и в случае необходимости вносят исправления.

На примере этого опыта видно, что ученики с удовольствием совершают во время урока предлагаемые им действия, цели которого не оглашены. Особенно если эти действия связаны с двигательной активностью и по содержанию неожиданны. Даже когда ученики начинают разгадывать дидактический смысл совершаемых действий, это уже не вредит, а наоборот, укрепляет игровую атмосферу деловыми связками.

В бурятской школе №73 педагог Тамара Пакулова использовала интересный игровой прием для подготовке к контрольному диктанту.

«… И вот я раздала одинаковые листочки, продиктовала диктант, а потом предложила аккуратно сложить эти листочки вдоль и разорвать на две части. Первая часть осталась у детей, а вторую я перемешала и вернула им. Каждому попалась половинка из другой группы, то есть в группе из четырех человек не было ни одной своей второй половинки.

Все читают первое предложение до точки, советуются, как писать то или иное слово или словосочетание. В каждой группе находится ученик, который точно знает нужное правило или знает, как найти его в учебнике. В особо трудных случаях обращаются ко мне: я называю только номер орфограммы, ответы они ищут сами и записывают их в контрольную тетрадь…

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Требования к учителю географии среди учеников средних классов
Среди учащихся средней общеобразовательной школы № 72 был проведен опрос, состоящий из пяти вопросов. Опрос был проведен анонимно, чтобы ученики постарались дать максимально честные ответы. Опрос: 1) Укажите Ваш класс? Нравится ли Вам предмет география? Если да, то почему? Если нет, то почему? Как ...

Перспективы развития системы дошкольного образования
Охарактеризуем тенденции развития дошкольного образования России, его перспективы, опираясь на данные, опубликованные в работе Л.А. Парамоновой. Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось число семей ...

Обучающие и воспитывающие игры для учащихся начальных классов
В этом параграфе предлагается перечень различных игр, которые могут быть использованы педагогами в образовательном процессе начальной школы. Игры распределены по классам, то есть учитывается возрастная категория детей, и по предметам, то есть учитывается содержание образования. 1 класс. Математика. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru