Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией

Страница 1

В практике работы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения до настоящего времени остается слабо разработанной проблема организация коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития познавательных возможностей каждого ребенка.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности.

Чтобы познавать окружающий мир, ребенок должен научиться замечать, выделять характеризующие предмет признаки. Ребенок с нарушением зрения, как правило, не может самостоятельно зрительно выделить именно те признаки, которые являются наиболее информативными, позволяющими получить о предмете реальное представление.

Биологическая неполноценность ставит ребенка с нарушением зрения в принципиально иные условия развития в сравнении с видящими детьми и предъявляет повышенные требования к родителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям.

Как показывают исследования Григорьевой Г.В, Денискиной В.З., Зальцман Л.М, Плаксиной Л.И, Феоктистовой В.А, снижение остроты зрения (амблиопия) может возникать в результате поражения глазного яблока, зрительного нерва и других отделов зрительного анализатора. Она обусловлена функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями.

Амблиопия - иначе называется «ленивый глаз» и характеризуется снижением зрения обоих или одного глаза. В последнем случае ребенок рисует, лепит, читает, конструирует, повернув несколько голову набок, стараясь задействовать лучше видящий глаз. Именно на это воспитатель должен обратить внимание и направить ребенка к окулисту.

В принципе, дети с нарушениями зрения не особо отличаются от нормально развивающихся сверстников, но все-таки имеют свои специфические особенности как в физическом так и в психическом развитии. Так для некоторых характерны нервно- психические расстройства. К ним относятся чрезмерная возбудимость, понижение настроения в сочетании с капризностью, боязнь громких звуков, не уверенность в себе и своих действиях, несамостоятельность, плохая ориентировка в окружающем мире, тревожность, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а так же невропатия и невроз.

Часто, переломный момент в развитии личности ребенка наступает при появлении или осознании своего дефекта (эмоции, переживания). Наличие у него зрительных дефектов и осознание своей непохожести на зрячих приобретает личностный характер .Это состояние носит временный характер.

Нередко встречаются неврозоподобные тики: частое мигание, подергивание носом, щекой, передергивание плечами, покашливание. Движения возникают исподволь, дети их не замечают. Наблюдаются нарушения сна и аппетита.

Так же для детей с нарушением зрения могут быть характерны частые и длительные болезни. Начиная от аллергии, острых распираторных заболеваний, отита и т.д. болезни носят затяжной характер. После недолгого посещения детского сада дети вновь заболевают, так как организм ребенка ослаблен.

Как показали исследования Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, В. А. Бельмер, нарушения зрения могут сопровождаться нарушениями в эмоционально- волевой и двигательной сфере. Иногда состояние детей характеризуется как двигательная буря. Сильное возбуждение и расторможенность сменяются апатией и безразличием, быстрая смена настроений: у детей затруднены переключения движений, страдает речевая и мелкая моторика, им трудно рисовать и лепить мелкие детали, шнуровать обувь и застегивать пуговицы; необходимо отметить вялость, пассивность, инертность ребенка; у большинства снижена память, дети затрудняются в сосредоточении внимания на объекте и переключения его; наблюдаются различного характера судорожные и бессудорожные параксизмы.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Возрастные особенности и потребности в организации досуговой деятельности различных групп взрослого населения
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и предпочтительные формы проведения свободного времени. Получить дополнительное, не профессиональное образование с целью удовлетворения своих потребностей в самореализации, взрослые могут в свободное от работы время, в ч ...

Внедрение современных образовательных технологий
Серьёзные шаги предприняты в части обеспечения доступа в Интернет как средства расширения информационного поля обучающихся и педагогов. Информационно-коммуникационные технологии являются важным ресурсом совершенствования системы образования, позволяющим обеспечить его доступность и качество, повыси ...

Органолептический метод как основной для оценки качества учебника
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя. Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-фу ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru