Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у младших школьников с нарушением интеллекта

Аналитическое образование » Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства » Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у младших школьников с нарушением интеллекта

Целью

данного экспериментального исследования является изучение состояния сформированности воображения умственно отсталых школьников 4-Б класса.

Проводя экспериментальные исследования, мы ставили следующие задачи

:

1. Выявить возможности умственно отсталых учеников рисовать предметы и явления ранее наблюдавшиеся и изображавшиеся.

2. Отследить умение учащихся рисовать предметы и явления раннее наблюдавшиеся, но не изображавшиеся; выявить, сформировано ли у учащихся непродуктивное воображение.

3. Выявить возможности учащихся рисовать предметы и явления, которые детьми никогда не наблюдались и не изображались, а именно установить уровень сформированности творческого воображения.

Основным методом исследования было наблюдение, организованное в

специально созданных условиях: на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время.

Эта работа выполнялась в 2004–2005 уч. году в специальной (коррекционной) школе №107. В эксперименте приняло участие 10 детей в возрасте 9–10 лет. Диагноз у всех: олигофрения в степени дебильности, осложнённая соматическими заболеваниями и нарушениями нервной системы. Для проведения эксперимента был подобран ряд специальных заданий.

На 1 этапе эксперимента мы исследовали умения учащихся нарисовать 2–3 хорошо знакомых предмета по рассказу-описанию. Для этого были использованы задания, предлагаемые Грошенковым И.А. (1993), адаптированные нами в соответствии целью и задачами работа и позволяющие наглядно представить картину дефектов, а так же проследить динамику развития и эффективности коррекционного воздействия.

1. Нарисуйте на одном листе два дома: маленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, а у большого – дверь и три окна. У маленького дома крыша – зеленая, а у большого красная.

За каждую правильную форму дети получали 3 балла, 2 балла – если допускалась самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи, 1 балл – форма, похожая на используемую, 0 баллов – неправильная форма или отказ от воспроизведения. Максимальная оценка –18 баллов.

На следующем этапе исследования проводилась диагностика умения рисовать предметы по словесному объяснению и указанию; мы пытались выяснить, как речь учителя и самих учеников влияет на образование зрительных представлений на уроках тематического рисования, тем самым мы определяли наличие у испытуемых элементов репродуктивного воображения. Для этого была адаптирована методика исследования путей формирования качественных представлений у умственно отсталых детей, проводимого И.А. Грошенковым (1993). Детям было предложено выполнить

рисунок на тему «Умные машины».

Практической работе предшествовала беседа учителя о таких машинах. Дети принимали в ней активное участие. Они рассказывали о снегоочистителях, уборочных машинах, асфальтоукладчиках, экскаваторах и т.д. Учащимся показывали модель башенного крана, подробно рассказывали о назначении машины, давали развернутую словесную характеристику особенностей строения. После того как объекты убирались, учащиеся приступали к работе.

Анализ рисунков проводился по следующим параметрам:

1. Вид машины.

2. Точность форм.

3. Точность конструкций.

На третьем этапе эксперимента мы выясняли уровень сформированности у учащихся элементов творческого воображения, т.е. умение детей создать объект по представлению. Учащимся было предложено нарисовать сказочную избушку, вспомнив описание избушек в русских народных сказках

. При оценке работ обращалось внимание на следующие моменты:

- насколько полно раскрыта тема изобразительными средствами;

- проявил ли ученик творчество в работе или действовал шаблонно;

- насколько точно передан графический образ;

- насколько правильно расположил ученик части рисунка на плоскости;

- соответствует ли цвет рисунков реальному цвету предметов.


Статьи по теме:

Умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из универсальных учебных действий
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации б ...

Выразительное чтение как метод приобщения детей к книге
Искусству выразительного чтения и выразительному чтению как методу (способу) работы с детьми над художественным произведением уделялось много внимания. Большую роль в разработке теории и практики этого вопроса сыграли школьные методисты, первым из которых был В.П. Острогорский. О применении этого м ...

Условия успешного развития творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л.Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru