Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у младших школьников с нарушением интеллекта

Аналитическое образование » Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства » Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у младших школьников с нарушением интеллекта

Целью

данного экспериментального исследования является изучение состояния сформированности воображения умственно отсталых школьников 4-Б класса.

Проводя экспериментальные исследования, мы ставили следующие задачи

:

1. Выявить возможности умственно отсталых учеников рисовать предметы и явления ранее наблюдавшиеся и изображавшиеся.

2. Отследить умение учащихся рисовать предметы и явления раннее наблюдавшиеся, но не изображавшиеся; выявить, сформировано ли у учащихся непродуктивное воображение.

3. Выявить возможности учащихся рисовать предметы и явления, которые детьми никогда не наблюдались и не изображались, а именно установить уровень сформированности творческого воображения.

Основным методом исследования было наблюдение, организованное в

специально созданных условиях: на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время.

Эта работа выполнялась в 2004–2005 уч. году в специальной (коррекционной) школе №107. В эксперименте приняло участие 10 детей в возрасте 9–10 лет. Диагноз у всех: олигофрения в степени дебильности, осложнённая соматическими заболеваниями и нарушениями нервной системы. Для проведения эксперимента был подобран ряд специальных заданий.

На 1 этапе эксперимента мы исследовали умения учащихся нарисовать 2–3 хорошо знакомых предмета по рассказу-описанию. Для этого были использованы задания, предлагаемые Грошенковым И.А. (1993), адаптированные нами в соответствии целью и задачами работа и позволяющие наглядно представить картину дефектов, а так же проследить динамику развития и эффективности коррекционного воздействия.

1. Нарисуйте на одном листе два дома: маленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, а у большого – дверь и три окна. У маленького дома крыша – зеленая, а у большого красная.

За каждую правильную форму дети получали 3 балла, 2 балла – если допускалась самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи, 1 балл – форма, похожая на используемую, 0 баллов – неправильная форма или отказ от воспроизведения. Максимальная оценка –18 баллов.

На следующем этапе исследования проводилась диагностика умения рисовать предметы по словесному объяснению и указанию; мы пытались выяснить, как речь учителя и самих учеников влияет на образование зрительных представлений на уроках тематического рисования, тем самым мы определяли наличие у испытуемых элементов репродуктивного воображения. Для этого была адаптирована методика исследования путей формирования качественных представлений у умственно отсталых детей, проводимого И.А. Грошенковым (1993). Детям было предложено выполнить

рисунок на тему «Умные машины».

Практической работе предшествовала беседа учителя о таких машинах. Дети принимали в ней активное участие. Они рассказывали о снегоочистителях, уборочных машинах, асфальтоукладчиках, экскаваторах и т.д. Учащимся показывали модель башенного крана, подробно рассказывали о назначении машины, давали развернутую словесную характеристику особенностей строения. После того как объекты убирались, учащиеся приступали к работе.

Анализ рисунков проводился по следующим параметрам:

1. Вид машины.

2. Точность форм.

3. Точность конструкций.

На третьем этапе эксперимента мы выясняли уровень сформированности у учащихся элементов творческого воображения, т.е. умение детей создать объект по представлению. Учащимся было предложено нарисовать сказочную избушку, вспомнив описание избушек в русских народных сказках

. При оценке работ обращалось внимание на следующие моменты:

- насколько полно раскрыта тема изобразительными средствами;

- проявил ли ученик творчество в работе или действовал шаблонно;

- насколько точно передан графический образ;

- насколько правильно расположил ученик части рисунка на плоскости;

- соответствует ли цвет рисунков реальному цвету предметов.


Статьи по теме:

Методика психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет
Диагностический комплекс включает 2 теста: Работа с парными картинками (выбор по образцу). Метод № 1.Разбор и складывание пирамиды Цель: изучение зрительного соотнесения предметов. Диагностическое оборудование: Пирамида с разноцветными кольцами различного диаметра. Процедура проведения: Методика пр ...

Школьный урок и его влияние на положительное развитие ребенка
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению ...

Влияние педагогического общения на межличностные отношения подростков
межличностный отношение подросток коллектив эмоциональный Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление вни ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru