Виды повторения

Страница 5

Уточнена модель обучающей деятельности преподавателя и учебно-познавательного труда учеников в процессе реализации всей системы повторительно-обобщающих занятий, проводимых в начале учебного года и в ходе изучения курса.

К основным компонентам первой модели относятся:

конструирование (отбор и распределение) системы ведущих понятий (элементов) повторяемой порции ранее изученного учебного материала;

организация эффективной, творческой самостоятельной деятельности учеников.

Основными компонентами второй модели считаются:

самостоятельное обобщающее повторение изученного учебного материала через выделенный учителем круг вопросов, указаний и выполнение системы упражнений индивидуализированного характера;

выполнение определенных заданий по составлению и изготовлению систематизированных опорных конспектов, таблиц-схем - структурных предметно-знаковых моделей повторяемого учебного материала на уровне его обобщения и систематизации.

Определяя, какой должна быть структура учебного материала, выносимого для обобщающего повторения, предлагаем руководствоваться некоторыми принципами, например, такими:

содержание учебного материала должно соответствовать стабильной части программы курса;

повторительно-обобщающие занятия в начале учебного года проводить в русле основных содержательно-методических линий курса.

Система упражнений, предлагаемая ученикам для самостоятельной работы в классе и дома как одно из средств реализации обобщающего повторения, должна раскрывать структуру его содержания, носить индивидуализированный и творческий характер. Причем задания должны быть экономными по структуре, емкими по содержанию и требующими минимума затрат учебного времени на их предъявление, организацию выполнения, контроля и самоконтроля.

Входя в учебную деятельность ученика, направленную на преобразованное усвоение ранее изученного учебного материала, такие предметно-знаковые модели становятся ориентиром умственной деятельности ученика на уровне внутрисистемных ассоциаций. Составление и изготовление таких опор подчиняем трем основным требованиям, включающим: синтактику, выражающую взаимосвязь элементов, знаний и умений, в основном через определенные знаки; семантику, раскрывающую основной смысл повторяемого и прагматику, обеспечивающую восприятие повторяемой порции учебного материала как на словесно-логическом, так и на образном уровне.

Выделенные основные содержательно-методических линий обеспечит системность, оперативность знаний у учеников, обеспечит формирование такого качества знаний и умений, как целостность.

В силу значимости задач организации: обобщающего повторения в самом начале учебного года и ограниченности на то учебного времени разработан и осуществляется такой методический прием: на первой занятии учитель сам осуществляет обзор знаний и умений.

На втором повторительно-обобщающем занятии осуществляется контроль и анализ проведенной учениками самостоятельной работы, актуализация обобщенных, систематизированных знаний и умений курса. На самостоятельную домашнюю работу предлагаются составление четырех опор и решение системы упражнений, составленной учениками.

С помощью учителя ученики работают на более широкой теоретической и практической основе, результаты работы отражаются в их “опорах”. Отмечается повышенная активизация самостоятельной работы учеников, создаются желаемые условия их профессионально – методические модели от последних, не только по форме, но и по содержанию.

Таким образом, динамичность построенной системы самостоятельной работы в период обобщающего повторения курса математики способствует динамичности умственной деятельности учеников выражающая в способности включать известные им понятия, факты - элементы знаний и умений, навыки в новые, более глубокие и широкие связи и отношения, причем эти включения происходят не спонтанно, а целенаправленно, по нужному руслу, что способствует повышению качества знаний и умений.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Статьи по теме:

Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки русского языка в начальной школе
В общеобразовательных программах по русскому языку для начальной школы изучению лингвистической терминологии отводится незначительное количество времени. Это подтвердили данные эксперимента. 20 % учеников имеют пробелы в знаниях. А знание терминов играет большую роль в обучении. Поэтому учителю нео ...

Требования к учителю географии органов народного образования
Из года в год российское образование совершенствуется. Становится оно лучшим или худшим, покажет только время, но за новинками в школьном образовании, как по цепочке, меняется и многое другое. Растут требования к детям, а следовательно к учителям, следовательно меняется и подготовка будущих педагог ...

Психологическая характеристика особенностей развития детей в возрасте 10-12 лет
Возрастной период 10-12 лет заключает в себе большие возможности для развития полноценной личности. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, опр ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru