Следует отметить, каким бы полным ни было объяснение учителя, почти всегда из поля зрения может уйти какой-нибудь факт, деталь, пример, использование которых на обобщающем уроке еще более укрепило бы в памяти учащихся весь изученный материал. Обобщающий урок — это заключительный этап прочного усвоения темы.
Задача обобщения - не пересказывать учебник, а подвести учащихся к тому, чтобы они могли оперативно использовать изученный материал при дальнейшем изучении материала.
Необходимо, чтобы факты, законы, положения стали достоянием ученика как инструмент к дальнейшему познанию.
Обобщающий урок поможет учащимся привести в систему изученные методы и приемы решения задач, покажет прикладную направленность научаемой темы, учителю еще раз представится возможность удостовериться в степени прочности знаний, умений и навыков по данной теме.
Можно к обобщающему уроку дать конкретные задания некоторым учащимся. Например, приготовить небольшой доклад (сообщение) по истории развития данной темы, подобрать 2-3 задания, в решении которых используются приёмы, требующие особо прочного усвоения материала. Учитель должен подготовить самостоятельную работу, которую предложит учащимся на уроке, чтобы окончательно убедится в сформированности знаний, умений и навыков по данной теме.
Актуальность проблемы обобщающего повторения в процессе обучения вытекает из ряда причин. Прежде всего, будущий учитель должен владеть не просто определенной суммой знаний, а системой основ поучительных знаний. При этом следует иметь в виду, что в современных условиях важными компонентами содержания образования являются овладение учащимися приемов умственной деятельности и умениями самообразования.
Необходимые подходы к изысканию средств разрешения поставленной проблемы дают исследования психологов о характере умственной деятельности обучающегося, протекающим в виде обобщения ассоциаций путем включения их в связи более высокого порядка.
Так, например, Л.С. Выготский раскрыл иерархию обобщений, согласно которой каждая новая ступень в развитии опирается на суммирование предыдущих ступеней. Новая ступень развития возникает как общение общений. Положение Л.С. Выготского о постоянно-усложняющейся системе обобщений находит дальнейшее развитие в работах С.Ю.Самарина о системе ассоциаций, в которых показан системный характер разных уровней умственной деятельности обучающегося.
Необходимость обобщения и систематизации заложено в самой природе мышления и обусловлена объективными законами психологии и физиологии. Поэтому будущий учитель должен усвоить то, что успешное проведение почти каждого урока математики требует творческой работы учителя и ученика по установлению связи между новым и ранее изученным учебным материалом. Полезно раскрывать перед учениками возможность эффективной реализации обобщающего повторения в обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика. Совместно с учениками «разрабатывать» возможную систему средств и методов реализации обобщающего повторения на всех этапах обучения.
Следует отметить, что, учитывая системный характер разных уровней умственной деятельности обучаемого, разнофункциональность процесса повторения в его единстве с содержанием знаний и конкретных дидактических задач учебного процесса, мы выделяем два вида повторения – фиксирующее и обобщающее, первый относим к процессу усвоения (запоминания наизусть), второй – и к обучению и к усвоению.
Обобщающим повторением в процессе обучения является ранее изученный учебный материал, воспроизводящий наиболее существенные факты, понятия – элементы знаний и умений, причём устанавливаются логические связи между ними, прослеживается их возникновение и развитие. Это переосмысливается в целом, под углом зрения более полных и новых знаний, что приводит к упрочению усвоенного, выстраиванию знаний в структурную систему, обусловленную основной идеей повторяемого материала.
Новый этап развития школы, появившийся в последние годы, позволяет рассчитывать на повышение эффективности обучения учеников и на повышение качества их подготовки в процессе обучения. Полагаем, что одним из средств разрешения такой задачи является организация обобщающего повторения на всех этапах обучения.
Статьи по теме:
Требования к повторению
Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает ученика повторять материал в том порядке, в котором он изучался. Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в памяти пройденного материала. К.Д.Ушинский воспитывал против механического повторения. "Нет н ...
Методика обследования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обучаемости будет строиться по-разному, Грибова О.Е. при обследовании лексико-грамматического строя речи предлагает следующие принципы: 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулиров ...
Понятие — продуктивное мышление. Общая характеристика видов мышления
Предмет нашего исследования — творческое (продуктивное) мышления. Хотя это понятие давно употребляется в психологической литературе, его содержание дискуссионно. Обращаясь к анализу литературы, мы ставили перед собой задачу выяснить, как крупнейшие представители психологических теорий определяют по ...