Содержание работы по формированию элементов воображения

Страница 3

5. Игра «Наш сад». «Вырастить на дереве» фрукты одинаковой формы.

6. Закончить дорожку из геометрических фигур разного цвета по образцу.

7. Определить цвет предмета (поднять карточку нужного цвета). Например, репа – желтый, огурец – зеленый и т.д.

8. Игра «Зажги фонарик», подняв кружок нужного цвета.

9. Посередине доски нарисована клетка для птиц, у детей – фигурки птиц. Выполняются различные упражнения, в процессе которых уточняются понятия «выше – ниже», «вверху – внизу», «справа – слева», «ближе – дальше», «спереди – сзади» и т.д.

Надежным средством развития восприятия является предшествующее рисованию изучение объектов изображения, поэтому мы установили преемственные связи между уроками рисования и трудового обучения, где учащиеся более продуктивно осуществляли анализ и синтез изображаемых предметов через лепку и аппликацию. Это позволило детям со слабо развитыми изобразительными навыками простыми средствами достигать выразительности, образности изображения.

Именно при помощи аппликации учащиеся осваивали приемы декоративного рисования, которое, по мнению Горшенкова И.А., является «наиболее понятным и доступным видом творчества для учащихся вспомогательных школ» (1982, с. 85). В процессе занятий мы учили детей соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном, а так же использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве. Все задания давались в определенной системе:

- составление узоров по готовым образцам;

- составление узоров из данных элементов;

- составление узоров по заданной схеме;

- самостоятельное составление узоров.

Использовались следующие методы обучения: беседа, в ходе которой подчеркивалась эстетическая сторона рассматриваемого узора, определялась его структура, выделялись основные элементы; объяснение и показ; использование приготовленных образцов. Широко использовались на уроках традиции изобразительного и декоративно-прикладного искусства Нижегородской области. Дети знакомились с изделиями Хохломы, Городца, знаменитой резьбой по дереву и т.п.

К работам декоративного характера мы отнесли также оформление праздничных открыток и плакатов, которые ярко свидетельствуют о творческих способностях учащихся. Было предложено оформление открыток к следующим праздникам: День учителя, Новый год, день защитника Отечества, 8 Марта, День Победы и др.

Третий этап работы

является самым сложным для умственно отсталых школьников, т. к. тематическое рисование базируется на представлениях, т.е. на воспринятых ранее наглядных образах объектов. Обучение мы строили с учетом концентрического принципа изучения материала, т.е. вначале отрабатывались все основные элементы сюжетного рисунка, а на следующем занятии составлялась целостная композиция.

На этом этапе мы учили детей передавать в рисунках смысловую связь между предметами, пространственные свойства и отношения предметов, их пропорций, цвета, свое эмоциональное отношение к рисунку.

Большую роль в формировании элементов воображения на данном этапе играли прогулки, экскурсии к памятникам искусства, в музей и уроки на природе, во время которых дети наблюдали и сопоставляли разноудаленные предметы, замечали, что близко расположенные выглядят крупнее, чем расположенные вдали. Эти наблюдения тут же закреплялись в изображении – палочкой на земле или мелом на асфальте они рисовали наблюдаемые объекты, стараясь передать отмеченные соотношения.

Экскурсии на природу в разные времена года представляют широкие возможности для внимательного наблюдения окружающего: изучение и сравнение очертаний деревьев, кустарников, цветов и травы, их формы, окраски, познания красоты, гармоничности природы.

Беседы об изобразительном искусстве в значительной степени способствовали эстетическому воспитанию детей, уточнению имеющихся у них представлений и понятий, обогащали их новыми знаниями и сведениями, оказывали большую помощь в развитии речи, мышления. Учащиеся рассматривали слайды и репродукции произведений великих художников, анализировали их с помощью учителя, высказывали свое мнение о картинах. Например, изображение весенней, летней и осенней природы, ее цветовой окраски, очертания и силуэты деревьев, различных построек, красоту заката и восхода солнца, порывы ветра и предгрозовую пору учащиеся наблюдали на картинах А.К. Саврвсова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова и др. В картинах-пейзажах К.Ф. Юона прослеживались взаимоотношения пространственных планов, роль выбора уровня горизонта и точки наблюдения в изображении простора, далей. Раскрытие темы учащиеся анализировали на картинах И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова и др. художников.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Определение логико-психологической, дидактической и методической структуры учебного занятия. Технологическая схема учебного занятия
Урок – педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целесообразностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности педагога и учащихся. Соблюдая основные требования к уроку, учитывая индивидуальные особенности учащихся, преподаватель должен вносить ...

Опыт применения игр в образовательном процессе начальной школы
Многие педагоги в начальных классах используют различные игровые приемы на своих уроках, а также различные игры во внеурочной работе групп продленного дня. Далее предлагается рассмотреть положительные и отрицательные опыты учителей применения игр в образовательном процессе начальной школы. Опытные ...

Анализ методик развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи
Сейчас приняты новые Федеральные государственные требования, направленные на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Для успешной реализации этих требований мы должны обеспечить ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru