Изучение проблемы сенсорного воспитания зарубежными и отечественными педагогами и психологами

Аналитическое образование » Сенсорное воспитание детей раннего возраста » Изучение проблемы сенсорного воспитания зарубежными и отечественными педагогами и психологами

Страница 1

Значение сенсорного воспитания в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф.Фребель, М.Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для дальнейшей жизни.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «SENSUS» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многообразнее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Сенсорное воспитание – система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания.

Сенсорное воспитание – составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий, происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира за счет, в основном, совершенствования функций центральных мозговых частей анализаторов.

А.В. Запорожец разработал и изложил в своем труде «Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве» систему сенсорного воспитания детей. Сенсорное воспитание, по его мнению, сводится к простому упражнению сенсорных способностей, которые считаются данными ребенку от рождения. По Запорожцу, активные сенсорные действия формируются в контексте содержательных видов деятельности (рисование, лепка, игра и др.). Хотя развитие сенсорики у ребенка имеет самостоятельное значение, необходимо рассматривать этот процесс не изолированно, а в связи с общим умственным развитием.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания .

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов . Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

В своей многовековой практики человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых качествах предметов. По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения "и характеристики их свойств. Понятие "сенсорные эталоны" предложено А.В. Запорожцем.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы
Конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений проводился в 2006-2008 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Конкурсный отбор проводился специально созданными конкурсными комиссиями при участии родителей, ассоциаций выпускников, пр ...

Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, пр ...

Развитие базовых физических качеств на уроках физической культуры
Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с максимальной скоростью. Чтобы достичь лучших результатов в развитии у школьников быстроты, на уроках я включаю упражнения, связанные с необходимостью быстро реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимал ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru