Перспективы развития системы дошкольного образования

Страница 4

В 2006 году в рамках ФЦПРО было выполнено несколько проектов. Остановимся на двух наиболее объемных и значимых.

Целью проекта, разработанного Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО), стала апробация различных организационных моделей дошкольного образования. Была научно и практически обоснована возможность функционирования дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры. Дошкольные группы вне ДОУ, даже при их сравнительно малой численности (около 2% в 2002 году; 4,3% в 2006-м), способствуют решению проблемы увеличения охвата детей дошкольным образованием, особенно в сельской местности.

Задачами проекта, выполненного Елецким государственным университетом им. И.А. Бунина, были обновление существующего перечня видов ДОУ и предоставление равных стартовых возможностей детям старшего дошкольного возраста. Обновление перечня должно будет стать условием для дальнейшего развития организационной вариативности дошкольного образования, которая, в свою очередь, может дать толчок и для развития вариативности содержательной.

Результаты этих проектов уже оформлены в виде методических рекомендаций Министерства образования науки РФ, направлены во все субъекты РФ и напечатаны в журнале «Дошкольное воспитание».

Среди проектов, реализованных в 2007 году, также можно выделить два наиболее объемных исследования.

Первый проект, выполненный ИСИО РАО с привлечением специализированных организаций, – «Мониторинг состояния и развития системы дошкольного образования». Приведем несколько интересных цифр и фактов, полученных в результате этого исследования.

Согласно данным мониторинга, подавляющее большинство потребителей видят ценность детских садов в процессах обучения и воспитания, непосредственной подготовке детей к школе. Дошкольное образование для родителей – это «как можно больше обучения», то есть знаний, умений и навыков. Итоговая оценка работы детского сада чаще всего осуществляется ими по одному критерию: насколько их ребенок будет конкурентоспособен в школе, что значит – «вооружен знаниями до зубов».

Среди групп КП (кратковременного пребывания) наиболее востребованы группы с трехчасовым режимом пребывания (почти 65%). Привлекательность таких групп, по всей видимости, объясняется экономическими причинами: они не предполагают питания детей, что существенно снижает расходы родителей. Более 50% всех групп КП – это группы подготовки детей к школе, 28% – адаптационные группы.

Распределение дошкольных учреждений по видам (по данным ИСИО РАО):

- обычные детские сады – почти 60% (наиболее распространены в сельской местности, где нет необходимых условий и достаточного количества специалистов);

детские сады комбинированного вида – около 19%;

детские сады общеразвивающего вида – более 10%;

центры развития ребенка – чуть более 5%;

детские сады компенсирующего вида – 3,5%;

детские сады присмотра и оздоровления – 2%.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2008–2010 годы запланированы: разработка государственных требований к основной общеобразовательной программе; разработка государственных требований к условиям реализации программы; создание комплексной психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста; создание модели оценки состояния системы дошкольного образования; изменение системы повышения квалификации кадров в соответствии с грядущими изменениями в содержании дошкольного образования; разработка требований к созданию предметно-развивающей среды дошкольных учреждений; создание моделей психологической и методической служб в сфере дошкольного образования; а также иные мероприятия.

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, такие как: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха - неслышащих (глухих), слабослышащих - сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития. Непонимание ребенком обращенной к нему речи, отсутствие речи или ее неразборчивость ослож ...

Определение понятий комплексные и интегрированные занятия
«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач: • сохранение здоровья ребёнка; • развитие базовых качеств ли ...

Развитие качеств творческого мышления
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть с ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru