принцип завершенности обучения;
принцип безотлагательности и непрерывности передачи знаний (информации);
принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;
принцип разнообразия тем (заданий, функций);
принцип обучения по способностям;
принцип разновозрастности и разноуровневости;
принцип педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий;
принцип интернационализации процесса обучения, или обучение на двуязыковой и многоязыковой основе
Новая педагогическая технология по В. К. Дьяченко
Практика всегда была неотъемлемой частью профессиональной деятельности В.К. Дьяченко. Собственно говоря, всю свою дидактику он создал не ради любопытных абстрактных обобщений, а ради научно обоснованного и целенаправленного построения новой образовательной практики. И не случайно, имея под собой крепкую опору естественнонаучного подхода и завершая исследования по построению основ современной дидактики, В.К. Дьяченко приступает к прямому построению коллективного способа обучения. Ничуть не умаляя значимости методики Ривина, он конструирует новую методику. Она построена на принципе непрерывной и безотлагательной передачи знаний и положена Дьяченко в основу новой образовательной технологии, разработанной им самим и осуществляемой в нескольких общеобразовательных школах.
Метод непрерывной передачи знаний МНПЗ – это вариант организации учеников в изучении программного материала.
Организация обучения по МНПЗ.
Учитель предварительно структурирует учебный материал и создает комплект программ-вопросников (ПВ), объединение учебного материала в крупные блоки в соответствии с содержанием учебника. ПВ – план работы ученика на 1-2 занятия. Состоит из 2-х частей: теоретической (входят вопросы для повторения и изучения нового материала) и практической (предполагает 2 уровня заданий: базовый и дополнительный (задания повышенной сложности, задания на смекалку)). В ПВ включаются самостоятельные, проверочные, контрольные и зачетные работы для каждого блока.
Структура главного учебного плана отражается учителем в специальной таблице, где указывается количество ПВ, обязательных и тренажёрных карточек по каждому блоку, а также примерные общие сроки окончания работы над материалом каждого блока. В соответствии с общими блоками устанавливаются общие темы и «маршрут» продвижения учеников при освоении ими нового материала. Обязательные карточки выполняют функцию зачета, теста. Тренажерные карточки используются с целью закрепления (в математике – закрепления вычислительных навыков). Работа по ним организовывается в парах сменного состава (методика взаимного тренажа).
Анализ мониторинга учащихся, обучающихся по новым технологиям – эффективно формируется:
- учебные организационные умения (понять учебное задание, проверить свою работу и партнера, вести контроль над своими действиями)
- учебные интеллектуальные умения (дают грамотное сравнение, анализ и обобщение материала)
- учебные коммуникативные умения (четко излучают свои мысли, учебный материал, умеют внимательно слушать собеседника, отсюда развита культура общения, умение самостоятельно планировать свою деятельность),
- учебные информационные умения (могут самостоятельно работать с источником знаний, вести практическую работу).
В заключении, следует отметить, что успешность социализации учащихся общеобразовательной школы, опосредованная особенностями образовательного пространства, педагогически организованной социальной средой, а именно, включенность учащихся в различные виды деятельности посредством КСО, позволяет развить у них такие ценностные и социально значимые отношения, которые в относительно близком будущем станут внутренним, духовным потенциалом их личностного развития и гражданской активности.
Статьи по теме:
Культуроведческий подход к обучению межкультурному
общению на иностранном языке
Культуроведческий подход обусловливает методическую систему обучения английскому языку как второму иностранному, т.е. цели, содержание и общие принципы обучения, а также определяет модель обучения, описывающую приемы формирования межкультурной компетенции и реализацию этих приемов в комплексе конкр ...
Художественное восприятие. Теоретические основы
Вся педагогическая работа по организации художественного восприятия-созерцания может быть намечена в двух главных направлениях: переживания (с преобладанием эмоционально-волевых моментов) и познания (с преобладанием логически-мыслительных процессов). Между этими направлениями нет непереходимой проп ...
Сущность художественно-эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет н ...