Обучение детей в школе должно соответствовать государственным нормативным требованиям школьной гигиены. При нарушении этих требований может создаваться опасность для здоровья и жизни учащихся. Эти обстоятельства требуют от администрации школ и учителей большого внимания к состоянию помещения кабинетов, постоянного надзора за выполнением требований и норм охраны труда. Эти требования приведены в СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года .
Санитарно - эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно - гигиенические требования к:
зданию общеобразовательного учреждения;
оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
воздушно - тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
естественному и искусственному освещению;
санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения.
Опишем эти требования более подробно:
Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Учебные помещения не должны размещаться в подвальных и цокольных этажах здания. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).
Обучающихся I ступени обучают в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
Для обучающихся II - III ступени допускается организация образовательного процесса по классно - кабинетной системе в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.
Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 м2 - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт). Он должен составлять не менее 35о для обучающихся II - III ступени и не менее 45о для обучающихся 6 - 7 лет.
В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.
Учебный кабинет №207 расположен на втором этаже здания, в нем обучается не более 25 человек. Он содержит как рабочую зону для обучающихся, так и рабочую зону для учителя, имеется также дополнительное пространство для учебно-наглядных пособий, в правом углу установлен умывальник. Площадь кабинета равна 48 м2 (6х8) т.е. приблизительно по 2м2 на обучающегося, что является нарушением данных требований.
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Таблица 1-Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТ 11015-93 и 11016-93 |
Группа роста (в мм) |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТ 11015-93(в мм) |
Цвет маркировки |
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТ 11016-93 (в мм) |
1 |
1000 - 1150 |
460 |
Оранжевый |
260 |
2 |
1150 - 1300 |
520 |
Фиолетовый |
300 |
3 |
1300 - 1450 |
580 |
Желтый |
340 |
4 |
1450 - 1600 |
640 |
Красный |
380 |
5 |
1600 - 1750 |
700 |
Зеленый |
420 |
6 |
Свыше 1750 |
760 |
Голубой |
460 |
Статьи по теме:
Особенности зрительного восприятия детей с нормой и нарушениями зрения
зрительный восприятие анализатор амблиопия Развитие и использование зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является в настоящее время коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики. Исследовав и изучив множество источников и работ таких исследовател ...
Формирование социальной компетентности учащихся в школе-интернате
II вида для слабослышащих детей
на уроках "Технологии"
Проблема трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями не перестает быть предметом особого внимания. Об этом свидетельствуют исследования А.П. Гозовой, С.А. Зыкова, В.З. Базоева, в которых отмечается, что при выборе профиля обучения необходимо учитывать перспективы даль ...
Инновационные педагогические технологии в экологии
Основной методологический принцип экологической психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания. В соответствии с подструктурами экологического сознания выделяются три группы методо ...