Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы

Качество образовательного процесса во многом определяется содержанием и уровнем его методического обеспечения.

Опыт методической работы в учебных заведениях позволяет констатировать, что проблемы с содержанием учебной литературы все еще актуальны. Содержание учебной литературы должно быть направлено на цели образования, а именно на то, чтобы студенты не только получали знания, но и смогли критически мыслить и находить нестандартные, авангардные решения.

Поэтому очень важно, что все большее число авторов извлекают и обобщают доступные им информационные ресурсы, особенно в сфере профессиональных знаний, и издают методические материалы, предлагая свои оригинальные методики изложения содержания дисциплин, основанные на их собственном практическом опыте ведения учебных занятий, совмещенного с практической деятельностью и лучшим, на их взгляд, опытом.

Но нельзя не обратить внимание на одно недопустимое явление – издания одного и того же уровня (т.е. имеющего официальные грифы), отличаются между собой не только количеством страниц, красочной обложкой и маститыми рецензентами, а что важнее – актуальностью, точностью и современностью ссылок, наличием дидактического аппарата или отсутствием такового.

Например, анализ новых учебников (2005 – 2006 года издания) по управлению качеством, говорит о том, что наличие солидного грифа вовсе не гарантирует качества.

Можно попытаться провести качественный анализ всего процесса учебно-методической деятельности и исследовать факторы, влияющие на его результат - учебные издания. Для этого можно применить метод SWOT-анализа:

- определить сильные стороны и возможности, обусловленные ими;

- отразить слабые стороны и выявить возможные угрозы.

Для SWOT-анализа использовалась систематизированная информация по выявленным несоответствиям, полученная на основе аудита качества учебно-методической литературы, результатов рецензирования и редактирования.

Результаты этого анализа привели к пониманию того, что понятие качества учебной литературы все-таки необходимо установить. Для этого вначале рассмотрим некоторые концептуальные положения, относящиеся к понятию качества, как к категории.

Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям.

Этот же стандарт устанавливает, что термин «присущий» относится к постоянным (не присвоенным) характеристикам (это значит, что учебная литература должна быть предназначена для процесса обучения, приобретения знаний и навыков, а значит иметь все присущие ей атрибуты).

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Под обязательными потребностями и ожиданиями следует понимать требования учебного плана специальности и учебной программы по дисциплине (внутренние нормативные требования), ГОС ВПО, стандартов, технических регламентов и др. нормативных документов, используемых при изучении дисциплины (внешние нормативные документы).

К установленным потребностям и ожиданиям относятся потребности и ожидания студентов и их будущих работодателей,, а предполагаемыми будут их потребности и ожидания, выявленные путем социологических исследований всех заинтересованных сторон (актуальность в научном плане, направленность на решение проблем региональной и национальной экономики).

Кроме того, применение процессного подхода при построении системы менеджмента качества учебного заведения, позволяет определить учебную литературу как вспомогательную (интегрированную) продукцию, обеспечивающую требуемый уровень качества основной продукции учебного заведения – выпускника.

Исходя из этих предпосылок необходимо разработать уровни качества издаваемой учебной литературы, отражающие всю меру полноты закладываемых требований к каждому уровню, с помощью которых достигается качество, например, удовлетворяются требования потребителей учебной литературы.


Статьи по теме:

Сущность понятий «знания», «умения», «навыки»
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется в ...

Пунктуация как особый раздел языкознания
С помощью особых знаков устная речь передается при письме. Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел, промежуток между буквами, черточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, з ...

Процесс решения текстовых задач
Одной из важнейших проблем обучения математике является формирование у учащихся умения решать текстовые задачи. Ответ на требование задачи получается в результате ее решения. Решить задачу в широком смысле этого слова - это, значит, раскрыть связи между данными, указанными условием задачи, и искомы ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru