Виды и типы самостоятельных работ, формы их организации

Страница 2

во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков;

в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний;

в-четвертых, они должны стимулировать учащихся позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

Выделяют несколько типов самостоятельных работ:

1. Воспроизводящие.

2. Реконструктивно-вариативные.

3. Эвристические.

4. Творческие.

1) Воспроизводящая самостоятельная работа.

Данный тип самостоятельной работы учащегося направлен на то, чтобы внимательно прослушать (или рассмотреть), запомнить и воспроизвести определенную информацию. Такая работа осуществляется учащимися при изучении всех без исключения учебных дисциплин. Воспроизведение может быть дословным и неполным.

Воспроизводящая самостоятельная работа ученика включает в себя:

решение типовых задач, примеров, выполнение различных упражнений по образцу и алгоритму с целью усовершенствования умений и навыков познавательного и практического характера;

нахождение готовых ответов в тексте учебника и других источников;

оформление всевозможных таблиц, схем;

проведение наблюдений, лабораторных работ, изготовление отдельных предметов и их частей по образцу и инструкциям учителя;

отбор и систематизацию учебного материала.

Этот тип работы выполняется по жесткой схеме путем последовательных указаний, на необходимость совершенствования строго определенных действий. Этот способ овладения знаниями, умениями и навыками позволяет усвоить материал в сравнительно короткий срок, но не обеспечивает обогащения опытом познавательной поисковой, творческой деятельности, развития творческих способностей у школьников.

2) Реконструктивно-вариативная самостоятельная работа.

При данном типе работы ученики сталкиваются с необходимостью преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретенных знаний и умений для решения задач, установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Реконструктивно-вариативная самостоятельная работа подготавливает учащихся к решению только части задач, а также готовят ученика психологически и практически к поиску способов применения усвоенных знаний.

Задания такой самостоятельной работы указывают только на общий принцип решения, например "Решите графическое неравенство", "Решите задачу с помощью уравнения". К заданиям вариативного характера относятся и так называемые задачи на "сообразительность", задачи с "изюминкой", многие задачи на доказательство, а так же задачи, в которых необходимо создание новых алгоритмов для их решения.

3) Эвристическая самостоятельная работа.

Выполнение этого типа работы направлено на разрешение проблемной ситуации, которую создает (организует) учитель по ходу урока. Обучающиеся решают не всю проблему, а отдельные проблемы. В результате такой организации, учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества, но не приобретают опыта проведения целостного исследования процесса и явления, не приобретают способности самостоятельно видеть и эффективно решать познавательно-практические значимые творческие задачи.

При эвристической самостоятельной деятельности применяют последовательность действий, которую поставил перед ним учитель. Учащиеся самостоятельно, путем проб и ошибок, приходят к разрешению проблемы. Большое внимание следует уделять работе, направленной на выработку умений видеть проблему, высказывать свои предложения о путях ее решения, самостоятельно строить доказательства, делать выводы из представленных фактов, строить план их проверки и т.п.

Эвристическая самостоятельная работа имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства состоят в том, что она позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, приводят к хорошему усвоению материала, развитию мышления, способностей учащихся.

Недостатки заключаются в следующем:

она требуют больше, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени;

при этом типе особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы учителя; а он на уроке не имеет возможности ждать, пока все самостоятельно придут к нужному выводу.

4) Творческая самостоятельная работа.

Этот тип работы учащихся предполагает высокий уровень самостоятельности. В ходе выполнения работы данного типа ученик обучается:

раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий;

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности
Исследование процесса усвоения и применения знаний показали, что обычно учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются об ...

Детальное освещение некоторых видов перспективной и текущей подготовки мастера
Разработка ПТП для мастера ПТП не обязательный документ, но его рекомендуется составлять начинающим и молодым мастерам. Качество плана не удается оценить на этапе его разработки, потому что реализация этого педагогического проекта зависит не только от планирования, но и от ситуаций, которые сложили ...

Механизмы и проявления дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.(Р.И. Лалаева, 1993) Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые мо ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru