Понятие познавательной активности

Страница 3

Итак, анализ различных подходов к определению содержания активности позволяет отметить, что на данный момент в науке отсутствует четкое определение понятия «активность». Имеющиеся определения данного понятия не являются исчерпывающими, а взаимодополняющими друг друга, подчеркивающими различные грани активности человека. В аналитических работах исследователей понятие активности рассматривается в тесном единстве с категориями личности и деятельности, подчеркивается, что активность есть важнейшая сторона деятельности, ее качество, динамическое условие ее становления, видоизменения, самореализации и самодвижения. Но деятельности без конкретной личности не существует, поэтому активность является существенной характеристикой не только деятельности, но и субъекта, реализующего ее – личности. Специфика активности заключается в двойственности ее бытия: с одной стороны это сложное динамическое качество личности, в котором интегрирована вся ее психологическая структура, деятельная сущность личности. С другой – сознательная, заинтересованная деятельность, которая организуется и регулируется самой личностью путем согласования требований общества к избранной деятельности и возможностей личности реализовать деятельность и выразить себя в ней.

Как выше было отмечено, формой реализации активности выступает деятельность. М.С. Каган, рассматривая деятельность как «активность субъекта, направленную на мир объектов во взаимодействии с другими субъектами», выделяет различные виды деятельности: преобразовательную, познавательную, коммуникативную и другие. Каждый вид деятельности отличается между собой своим предметным содержанием. Следовательно, видов активности будет столько, сколько существует видов деятельности. В зависимости от реализации активности в том или ином виде деятельности выделяются соответствующие виды активности: преобразовательная, познавательная, коммуникативная и другие. Каждый вид активности, реализуемый в соответствующей деятельности, также будет иметь свою специфику. Специфика активности будет определяться не только предметным содержанием деятельности, но и особенностями личности, ее направленностью.

Познавательная активность может присутствовать практически в любой профессиональной деятельности. Так как познавательная активность связана с реализацией познавательной потребности, то в рамках профессиональной деятельности познавательная активность может быть удовлетворена «в различных формах рационализаторской и изобретательской деятельности, направленной на совершенствование орудий труда, технологии и самих способов труда…». Не исключение составляет профессиональная педагогическая деятельность. Значимость познавательной активности для педагога связана с тем, что «стремление реализовать свои творческие силы вызывает потребность в непрерывном образовании учителя, в совершенствовании своего индивидуального опыта на основе постоянного освоения опыта других учителей и достижений педагогической науки». Познавательная активность приобретает профессиональную направленность вследствие внутренних побуждений и потребностей личности в самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности. Раскрывая сущность профессиональной направленности познавательной активности, мы обратились к содержанию таких понятий, как «направленность», «направленность личности», «профессиональная направленность», «педагогическая направленность», «педагогическая деятельность», анализ которых позволит выделить и понять специфику профессиональной направленности познавательной активности учителя.

В общепсихологических теориях личности направленность выступает как важнейшее свойство, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, как качество, определяющее его психологический склад (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). Направленность преимущественно связана с мотивами, мотивационной сферой личности, которая определяет целостную структуру личности. Направленность личности может иметь разный характер в зависимости от того, какие мотивы по содержанию и строению в структуре мотивационной сферы являются доминирующими.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Методические особенности преподавания темы «Базы данных» в профильном курсе информатики
Основная цель изучения темы – развитие познавательного интереса учащихся, а также формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения, умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся. Поэтому наряду с сообщением готовых знаний, обучением по обра ...

Организация практической работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Частичное или полное нарушение слуха, наступившее в самом раннем возрасте или врожденное, вызывает значительные особенности в психоречевом развитии таких детей. Без специального обучения речь глухих детей не развивается, что, в свою очередь, вызывает отставание и особенности в познании окружающего ...

Дифференцированный подход в работе с учащимися в СМГ
Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей. Этот принцип можно успешно реализовать на практике, соблюдая следующие условия: построение на занятии не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фла ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru