Понятие познавательной активности

Страница 5

Процесс обучения находится в постоянном изменении, развитии. Эти изменения обусловлены развитием учебной деятельности, субъектами которой являются учащиеся с различными личностными характеристиками и формами поведения в конкретной учебно-познавательной ситуации. Это придает процессу обучения вариативный характер. Отсюда следует, что и педагогическая деятельность должна строиться с учетом его вариативности. Следовательно, вариативность педагогической деятельности является ее особенностью и условием реализации как процесса обучения, так и педагогической деятельности.

Вариативность процесса обучения делает творчество педагога обязательным условием успешного протекания процесса обучения и достижения его целей. Коточигова Е.В. на основе анализа трудов В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, М.М. Левиной, В.А. Сластенина, Г.С. Сухобской и других, посвященных педагогическому творчеству, выделила такие особенности: «временная спрессованность» творчества (между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени); сопряженность творчества учителя с творчеством других субъектов учебной деятельности (учащиеся, коллеги); отсроченность результатов и необходимость его прогнозирования; наличие атмосферы публичного выступления; необходимость соотнесения типичных приемов педагогической деятельности с не типичностью педагогических ситуаций».

Творческая деятельность педагога связана с разработкой и применением специальных средств, форм и способов целенаправленного управления процессами развития и обучения учащихся с учетом конкретных условий протекания процесса обучения.

В процессе обучения педагогическая и учебная деятельности находятся в причинно-следственной зависимости. Основу педагогического управления учебной деятельностью составляет поиск средств и способов регуляции учебного процесса. Как отмечает М.М. Левина, «было бы преувеличением сказать, что каждый учитель, неизбежно встречающийся в практике с изменчивостью условий преподавания, изобретает совершенно неизвестные до сих пор методические приемы. Скорее речь идет об адекватности используемых приемов и их сочетании». Из вышесказанного, очевидно, что творческая педагогическая деятельность связана как с применением сложившихся приемов и навыков воздействия, так и с созданием новой системы приемов и методов педагогического воздействия с учетом изменившихся обстоятельств деятельности. Однако создание разных вариантов методики обучения обусловлено необходимостью анализа достигнутого результата, соотнесением его с выдвинутыми целями и задачами. Тогда объектом познавательной активности педагога выступает получение информации о достигнутом уровне обученности учащихся, на основе которой проектируется новый результат, конструируется адекватная ему система учебно-познавательных действий учащихся и способов педагогического управления ими.

Однако успешность реализации педагогической деятельности обеспечивается не только владением профессиональными действиями и операциями, но и за счет соответствия личностных качеств субъекта требованиям педагогической деятельности. Наличие у учителя познавательной активности характеризует качество профессиональной педагогической деятельности, в которой проявляется личность педагога с его отношением к содержанию, характеру педагогической деятельности, стремлением познать сущность педагогических явлений и мобилизовать свои нравственно-волевые усилия для достижения профессиональных целей.

Опираясь на психолого-педагогический анализ понятия познавательной активности, под профессиональной направленностью познавательной активности учителя следует понимать его ориентацию на субъект – субъектное взаимодействие и многообъектность педагогической деятельности, направляемую системой потребностей и мотивов, позволяющую избирательно отражать в динамике и преобразовывать педагогические явления и объекты в соответствии с профессионально и личностно-значимыми целями.

Педагогическая деятельность представляет собой взаимосвязь двух видов деятельностей: учителя (преподавателя) и учащихся (студентов), каждый из них обладает своей активностью, то условием соответствия этих деятельностей выступает взаимная активность педагога и учащихся, ученика и другого ученика, педагога и учебной группы и т.п. Поэтому активность учителя невозможно рассматривать в отрыве от организации активности учащихся. Направленность профессиональной активности учителя на учащихся выражается в разработке (создании) определенных дидактических условий, реализация которых обеспечивает оптимальный уровень познавательной активности, мобилизации интеллектуальных, нравственно-волевых сил учащихся. Если познавательная активность учащихся напрямую зависит от выбора средств активизации учебной деятельности, то в обратном порядке активность учителя детерминирована состоянием познавательной активности учащихся, особенно при изучении информатики.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Статьи по теме:

Развитие базовых физических качеств на уроках физической культуры
Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с максимальной скоростью. Чтобы достичь лучших результатов в развитии у школьников быстроты, на уроках я включаю упражнения, связанные с необходимостью быстро реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимал ...

Орнаментально-декоративное творчество
Педагогическая помощь развитию орнаментально-декоративного творчества должна быть обусловлена прежде всего сознанием полной законности, неизбежности такой потребности у ребенка. Если к выполнению чисто конструктивных требований его принуждает обычно или необходимость утилитарная или опасения за сущ ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
По мнению Зимней И.А., младшие школьники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они проявляют интерес к осмыслению своего речевого опыта, легко и прочно запоминают небольшой по объему материал и хорошо его воспроизводят. Как утверждает Рогова Г.В., у детей младшего школьного возраста дост ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru