Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога

Аналитическое образование » Межличностные отношения в детской группе » Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога

Страница 8

Н.М. Мухамеджанова в статье «Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре» рассматривает ценностные ориентации педагога как компонент его культуры. Мы в своей работе будем придерживаться этой позиции.

Мы же считаем, что ценностные ориентации находятся в тесной связи с научной эрудицией, необходимой любому педагогу в работе с детьми и познавательными умениями, и составляют они особый блок все той же индивидуальной педагогической культуры. В ценностных ориентациях педагога выражаются его профессиональные позиции, установки, взгляды. Так, Я. Корчак руководствовался в своей практической деятельности идеей абсолютной ценности и даже святости детства. В книге «Как любить детей», обращаясь к современникам, он писал: «Давайте требовать уважения к ясным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости . Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали более хорошими! Скитается по свету бездомная Золушка — чувство. А ведь именно дети — князья чувств, поэты и мыслители. Уважайте, если не почитаете, чистое, ясное, непорочное, святое детство!».

Мир современной педагогики многолик, динамичен, изменчив. Одну и ту же проблему можно рассматривать с различных точек зрения. Традиционно в трудах отечественных и зарубежных авторов отмечалась главенствующая роль этических, эстетических убеждений, чувств, привычек, т. е. тех качеств личности, которые формируются преимущественно путем воспитательного влияния. Образованию отводилась более узкая сфера интеллектуального развития детей и юношества. В современных условиях создания новейших информационных технологий с использованием кибернетики и электроники функции образования расширились. Сегодня образовательные программы школ, дошкольных и внешкольных учреждений, вузов нацелены на приобщение подрастающего поколения и молодежи к культуре, на создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире.

Нередко педагогу приходится размышлять над самой сущностью воспитательного воздействия и корректировать свои методы в интересах развития личности ребенка. Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитанника с перспективными линиями его развития, задачами социальной адаптации. Инструментарий такого наставника исключает методы подавления личности ребенка. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

Как утверждает А.С. Роботова в книге «Введение в педагогику», изучая теоретические основы педагогики, анализируя собственный опыт и практику своих коллег, воспитатель кристаллизует ведущую идею, «сверхзадачу» своей профессиональной деятельности — «педагогическое кредо». Обычно оно формулируется в соответствии с личными убеждениями автора и имеет индивидуальный оттенок.

Однако, какие же ценностные ориентации являются доминирующими у современного педагога?

Е.Б. Манузина в статье «Развитие системы ценностных ориентаций у будущих педагогов» приводит данные своего исследования особенностей структуры ценностных ориентаций у будущих педагогов. Ею была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Выстроив иерархическую структуру ценностей, было выявлено, что доминирующую позицию в иерархии терминальных ценностей у будущих педагогов занимает «здоровье». Студенты четко осознавали то, что именно здоровье, причем, как физическое, так и психическое, является главной ценностью жизни.

Одной из главных терминальных ценностей, как показало данное исследование, является «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», а также «наличие хороших и верных друзей».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Технология работы над скульптурной композицией в технике "барельеф"
Вопросы, посвященные как общим вопросам творчества, так и поиску правильного композиционного решения, в изобразительном искусстве стоят достаточно остро. Начнем с первого, и, конкретно - с выбора темы. Понятное дело, что раньше все виды изобразительного искусства ценились. Но начиная с недавних пор ...

Мониторинг: история, сущность, функции и принципы
Анализ показал, что педагогический мониторинг имеет глубокие исторические корни. Сбор информации о различных сторонах жизни школы - об учащихся и учителях, о некоторых сторонах образовательного процесса и т.п. - уже в конце 19 века был предметом забот не только органов центральной власти, но и боль ...

Определение методов и приемов изучения художественного текста
В методике литературы существует множество определений методов и приемов обучения. Основой классификации В.В. Голубкова взят источник знаний, причем ученый видит методы и приемы преподавания в живом процессе, в постоянно меняющихся условиях, когда один и тот же способ работы может быть или методом, ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru